Госпрограмма развития сельского хозяйства предполагает сбор 107 млн т зерна в 2017 году, однако нужно стремиться не снижать показатель этого сезона и по возможности улучшить результат, об этом в интервью каналу «Россия 24» сказал глава Минсельхоза Александр Ткачев. В ближайшие годы «у нас будет и с климатом все в порядке, и на финансовом рынке стабильно», оптимистичен он. В ходе прошедшей на днях рабочей встречи с президентом Владимиром Путиным Ткачев сказал, что в этом году урожай достигнет 115-116 млн т, хотя ранее на конференции Russian Crop Production 2016/17, организованной журналом «Агроинвестор», директор Департамента растениеводства, механизации, химизации и средств защиты растений Петр Чекмарев сообщил, что из-за ухудшения погодных условий максимальный сбор составит 113 млн т в чистом весе.
В перспективе глава агроведомства считает возможным увеличить производство зерна до 150 млн т — из расчета «тонна на человека», причем достичь этого показателя благодаря расширению посевов, мелиорации и развитию технологий можно за десять — максимум 15 лет, оценил он в разговоре с Путиным. «Мы сможем получить эти 150 млн т, накормить свою страну и продать на экспорт львиную долю урожая», — отметил министр (цитата по kremlin.ru).
В этом сезоне экспорт зерна может составить 40 млн т, оценивает Ткачев, при этом в беседе с ним глава государства сказал, что в условиях снижения цен на зерно, России, возможно, не стоит «выбрасывать на рынок дополнительные объемы». Также он напомнил, что задача номер один — обеспечение внутренних потребностей страны. Ткачев отметил, что за рубеж поставляются только излишки. «Экспорт дает нам приток денег, это валюта, от этого, в общем то, богатеют наши сельхозпроизводители, это их доходы», — подчеркнул министр. При этом ограничивать поставки зерна на внешний рынок можно только в форс-мажорных случаях, уточнил он в интервью «России 24».
В кулуарах Международного инвестиционного форума «Сочи-2016» Ткачев рассказал, что Минсельхоз рассчитывает расширять географию поставок российского зерна и ждет увеличения вывоза в Китай, азиатские страны, Африку, а также в Латинскую Америку. Одним из перспективных рынков, по словам министра, может стать Вьетнам, в частности благодаря соглашению о зоне свободной торговли между этой страной и Евразийским экономическим союзом. «Мы заинтересованы в расширении поставок во Вьетнам ряда нашей сельхозпродукции, в первую очередь, пшеницы», — прокомментировал Ткачев (цитата по «Интерфаксу»). По итогам сезона-2015/16 Россия стала мировым лидером по объему экспорта пшеницы и, по словам министра, должна закрепиться на этой позиции.
По прогнозу аналитической компании «ПроЗерно», в этом году задача страны — экспортировать 42-42,5 млн т зерна, в том числе 31-32 млн т пшеницы. Это «жизненно необходимо, исходя из зернового баланса», подчеркнул гендиректор «ПроЗерно» Владимир Петриченко в интервью «Интерфаксу». «Два года назад мы вышли на нетрадиционные для российского зерна рынки стран Латинской Америки, где преобладало зерно из США. Теперь уже традиционно будем топтать рынки США», — уверен эксперт.
Однако пока темпы вывоза зерна отстают от прошлогодних. Так, по данным «Русагротранса», с 1 по 21 сентября было отгружено 2,36 млн т, что на 6,6% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Замдиректора департамента стратегического маркетинга компании Игорь Павенский ранее оценивал, что в сентябре экспорт составит около 4 млн т, а в октябре снизится до 3,7-3,8 млн т, что, тем не менее, выше показателя прошлого сезона (3,5 млн т). С начала сельхозгода (с 1 июля) по 19 сентября за рубеж было отправлено около 9,7 млн т зерна, следует из данных Россельхознадзора. Почти 85% этого объема пришлось на пшеницу.
Одна из причин замедления экспорта — отказ Египта, крупнейшего в мире импортера пшеницы, закупать зерно с содержанием более 0% спорыньи, хотя международный стандарт допускает наличие 0,05%. С конца 2015 года Египет несколько раз пытался ввести правило о нулевом содержании спорыньи и в сентябре приостановил закупки российской пшеницы. Однако 21 сентября страна вернулась к общепринятому стандарту и на следующий день египетская госкомпания GASC закупила 240 тыс. т нашего зерна по $179/т. Тем не менее, российские трейдеры не очень активно заключают новые контракты на фоне относительно высокого уровня внутренних цен и укрепления рубля, отмечает Павенский.
На конференции Russian Crop Production 2016/17 он оценивал потенциал импорта пшеницы Египтом на уровне 11,5 млн т. При этом, поскольку возможности французских поставщиков ограничены из-за снижения сбора и ухудшения качества пшеницы, Россия должна занять основную часть этого объема, уверен Павенский. «Возможно, что с 6 млн т, которые мы экспортировали в Египет в прошлом году, поднимемся до 9 млн т», — предполагает он. Кроме того, наша страна начала замещать Францию на рынках Алжира, Марокко и Туниса.