Россия не намерена снимать продовольственное эмбарго на поставки турецких овощей и фруктов в ближайшее время, поскольку такая мера может негативно повлиять на внутренних производителей. Об этом заявил министр сельского хозяйства Александр Ткачев, передает ТАСС. Ограничения на ввоз действуют с начала этого года. По словам Ткачева, дефицит по овощам на рынке составляет порядка 1,5 млн т, которые закупаются за границей и могут быть замещены отечественными производителями. Ранее премьер-министр Дмитрий Медведев также заявлял, что Россия не собирается «расчищать рынок» для турецких сельхозпроизводителей. Вместе с тем, Россия запретила поставки вишни и черешни из Афганистана и персиков и нектаринов из Сомали, которые предположительно могли иметь турецкое происхождение. Сами эти африканские страны такие ягоды и фрукты не выращивают.
«В ближайшей перспективе это не предполагается», — сказал он. По словам министра, на совещании правительства с президентом Владимиром Путиным не обсуждался вопрос о снятии ограничений на поставки сельхозпродукции из Турции. «Но мы говорили об этом на предыдущих совещаниях», — отметил Ткачев.
«Мы не собираемся так быстро открывать наш рынок продовольствия. У Турции есть свои конкурентные преимущества. Но говоря о продовольствии, особенно об овощах, мы не спешим этого делать, потому что десятки и сотни товаропроизводителей в разных уголках нашей страны поверили и услышали сигнал правительства, которое ставит задачу насытить наш рынок овощами собственного производства», — пояснил глава Минсельхоза.
29 июня президент Владимир Путин дал поручение правительству проработать механизм снятия продовольственного эмбарго с Турции, а также ограничений на организованный туризм. Такое решение президент принял после получения письма от президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, в котором турецкий лидер извинился и принес свои соболезнования по поводу гибели пилота Су-24 Олега Пешкова в ходе военной операции в Сирии. Письмо было направлено российскому президенту спустя полгода после инцидента, который состоялся 24 ноября 2015 года.
Ситуация с Су-24 привела к охлаждению российско-турецких отношений, что выразилось в запрете значительной части турецкого импорта и ограничении туризма. С января 2016 года в России запрещена поставка ряда овощей (томатов, цветной капусты, брокколи, репчатого лука и лука-шалота, огурцов) и фруктов турецкого происхождения (апельсинов, мандаринов, винограда, яблок, груш, абрикосов, персиков и нектаринов, сливы и клубники). В марте дополнительно был запрещен ввоз из Турции перца и гранатов, а в апреле — баклажанов. В мае к списку санкционной турецкой сельхозпродукции присоединились салат латук и салат айсберг, а также кабачки и тыквы.
Ввоз продовольствия из Турции был основной статьей российского импорта из этой страны. По данным Федеральной таможенной службы, за январь-апрель в Россию ввезено из Турции товаров всего на $598 млн, что почти втрое ниже чем за аналогичный период прошлого года ($1,4 млрд). Экспорт при этом снизился вдвое. Турецкий министр сельского хозяйства Фарук Челик оценивал потери от российского продэмбарго в $764 млн в год. Турция помимо нефтепродуктов закупала у Москвы зерно (примерно на $1,1 млрд ежегодно). Введение экспортных ограничений в отношении ряда стран, включая Турцию, привело к перестройке российского продовольственного рынка и способствовало поддержке отечественных производителей продуктов питания.