12 российских компаний на этой неделе получили право экспорта мяса и продукции из него в Египет. В список Россельхознадзора, который на момент выхода этой заметки не был опубликован, вошли предприятия из Ставропольского края, Марий Эл, Белгородской, Брянской, Воронежской, Липецкой и Пензенской областей. Они производят мясо бройлеров, индейки, говядину и готовую мясную продукцию. В частности, поставщиками в Египет продукции из птицы стандарта «халяль» станут три предприятия «Черкизово» («Куриное царство» из Липецкой области, «Лиско-бройлер» - из Воронежской и пензенская фабрика «Васильевская»), два — агрохолдинга «Белгранкорм», а также белгородские производства группы «Приосколье». В Марий Эл экспортную сертификацию по птице имеет единственный производитель — компания «Акашевская». Из брянских производителей птицы в список мог попасть «Брянский бройлер», принадлежащий «Мираторгу». В Пензенской области, кроме «Черкизово», экспортный потенциал есть только у «Дамате» Наума Бабаева, выпускающей индейку под маркой «Индилайт».
В феврале этого года Россельхознадзором и ветслужбой Египта уже были парафированы ветеринарные сертификаты на экспорт мяса птицы и говядины с 12 предприятий. В объемах поставок российские компании не ограничены. По данным Agrifood Strategies, в России «халяль» занимает около 10% в общем производстве мяса птицы. Его производство составляет 450 тыс. тонн в год, а всего страна производит 4,4 млн тонн мяса птицы.
Для агропромышленного холдинга «Белгранкорм» экспорт продукции в Египет станет первым опытом поставок мяса за пределы СНГ. «У нас есть практика работы с такими зарубежными компаниями, как Cargill, McDonald’s и KFC, поэтому мы представляем себе, какими могут быть требования наших коллег из Египта, — рассказывает «Агроинвестору» заместитель генерального директора компании Владимир Саенко. — Сейчас мы налаживаем связи для продаж напрямую, без посредников. Объем производства белгородских предприятий «Белгранкорма» позволяет экспортировать столько продукции, сколько мы сможем продать». Плановых объемов поставок Саенко не называет — работа начнется с тестовых партий, которые, в том числе, помогут холдингу понять логистику и экономику нового для него проекта. Компания будет отгружать на экспорт халяльное мясо птицы под своим флагманским брендом «Ясные зори». Это разделанные полуфабрикаты — «возможно, охлажденная, но, скорее всего, замороженная продукция», — говорит Саенко. В 2015 году холдинг произвел почти 295 тыс. тонн мяса птицы. На производство халяльной продукции «Белгранкорм» сертифицирован уже несколько лет, уточняет Саенко.
«Черкизово» не только сертифицирована но и имеет опыт поставок «халяля» за рубеж. В Египет первая партия продукции будет поставлена в течение двух месяцев, а пока группа согласовывает с египетскими партнерами технические условия. В 2016 году Египет должен обеспечить до 15% всех экспортных продаж «Черкизово», сообщил холдинг на этой неделе. Ранее руководитель направления стратегического маркетинга компании Андрей Дальнов рассказывал «Агроинвестору», что объемы реализации «халяля» на имеющих сертификацию четырех предприятиях «Черкизово» составляют более 3 тыс. т ежегодно. Для халяльного направления есть бренды Latifa и Dajajti. Продукция под этими торговыми марками поставляется в страны СНГ и дальнего зарубежья, в том числе государствам Персидского залива и Ближнего Востока: ОАЭ, Ираку, Ирану, Иордании
Ранее для поставок в Египет было аттестовано предприятие компании «Донстар», которая производит мясо утки и входит в индейководческий холдинг «Евродон» Вадима Ванеева. Однако продавать продукцию в эту страну компания не планирует. «Пройдены необходимые инстанции для сертификации «халяль», но Египет пока не рассматривается как актуальный рынок сбыта», — говорит представитель компании. Глава «Евродона» Вадим Ванеев не раз заявлял, что видит хорошие перспективы сбыта в России, а на экспорт готов поставлять продукты, не имеющие потребительской ценности для россиян: головы, лапы, желудки, крылья и языки. В январе этого года «Донстар» отгрузил 7 тонн утиных языков и 50 тонн утиных лап в Китай. В планах компании — поставлять в КНР до 70 тонн таких продуктов в год. Экспорт индейки Ванееву тоже не интересен. «Единственный активно растущий рынок индейки — российский, — говорил он в недавнем интервью «Агроинвестору». — 45 тыс. тонн в живом весе, которые мы производим, — это мизер для еще почти пустого рынка огромной страны. Нам не хватает мяса даже для себя, то есть собственной глубокой переработки, не говоря уже о запросах сетевого ритейла. А ведь есть еще сегмент b2b — переработчики мяса, которым было бы интересно использовать индейку в составе своих продуктов. Здесь интересный рынок, интересная цена, поэтому о каком масштабном экспорте можно говорить?».
Ближневосточные экспортные рынки мяса российские компании активно открывают с начала этого года. К лоббированию экспорта подключается Минсельхоз, ранее не оказывавший экспортерам почти никакой поддержки. Россия опоздала с поставками продовольствия в арабские страны, и теперь приходится догонять, публично признавался глава министерства Александр Ткачев. Перспективными для экспорта халяльной продукции министр называет рынки Объединенных Арабских Эмиратов, Саудовской Аравии, Ирана, Ирака, Марокко, Кувейта, Пакистана и Египта. Сейчас согласовываются ветеринарные сертификаты на вывоз российской говядины, мяса птицы и готовой мясной продукции в Ирак.
В марте Россия и Иордания согласовали четыре ветсертификата на поставки из нашей страны охлажденного и замороженного мяса КРС, мяса и субпродуктов птицы, готовой мясной продукции и живого мелкого рогатого скота. Право на экспорт в Иорданию, по данным Россельхознадзора, сейчас имеют двадцать отечественных предприятий, в том числе крупнейший в ЮФО птицеводческий холдинг — группа «Ресурс» (330 тыс. тонн бройлера в год). Кроме Иордании, холдинг экспортирует свою продукцию в Бахрейн. В середине прошлого года компания разработала специально для экспорта халяльную торговую марку Noor.
В феврале Россия впервые приняла участие в выставке Gulfood в Дубае, где нашу страну представляли агрохолдинги «Дамате», «Ресурс», «Черкизово» и «Мираторг». Все они уже поставляют продукцию на Ближний Восток. В январе документы на право поставок из России говядины впервые согласовал Иран. Первым экспортером стала «Брянская мясная компания» (входит в «Мираторг», делает 130 тыс. т продукции в год).
«Дамате» с осени прошлого года экспортирует индейку, и в 2016-м планирует поставить за рубеж 4 тыс. т мясных продуктов — 8% от общего производства. В декабре предприятия компании были аттестованы на поставки в Иран. Кроме Ирана, компания имеет право вывозить свою продукцию в Гонконг, Габон, Бенин, государства Западной Африки, Таможенного союза, Сербию и другие страны. В первом квартале 2016 года прошло аттестацию и получило право на экспорт в ОАЭ предприятие «Пензамолинвест», входящее в «Дамате».
Васильевская птицефабрика в этом году планирует поставить на Ближний Восток 30−40 тыс. тонн мяса птицы.
По данным Национальной мясной ассоциации, экспорт мяса и субпродуктов всех видов из России пока незначителен — 85 тыс. тонн в 2015 году и 77 тыс. тонн — в 2014-м. В общей структуре поставок продовольствия за рубеж доля мяса почти незаметна как в физическом, так и в денежном выражении. Так, по оценке Национального союза экспортеров продовольствия, из $19 млрд, вырученных от вывоза продуктов питания в 2014 году, за мясные товары получено лишь $225 млн $100 млн — это мясо, примерно столько же — колбасы и $25 млн — мясные консервы.