АПК в августе удержал ВВП на нуле

Аросектор растет динамичнее других отраслей, но его вклада в экономику недостаточно для ее оживления

В 2015—2020 годы ВВП может расти на 1,4%/год, АПК — на 2%/год
В 2015—2020 годы ВВП может расти на 1,4%/год, АПК — на 2%/год

ВВП в августе второй месяц подряд с исключением сезонности не снижался благодаря положительной динамике в сельском хозяйстве (1,1%) и добыче полезных ископаемых (0,8%), следует из оперативного бюллетеня Внешэкономбанка. Этот положительный вклад компенсировался отрицательной динамикой строительства (-0,8%), обрабатывающих производств (-0,4%), розничной торговли (-0,1%) и платных услуг (-0,4%). По отношению к соответствующему периоду прошлого года темпы падения экономики снизились с -4,4% в июле до -4,1% в августе.

«В августе основной положительный вклад в прирост ВВП внесло сельское хозяйство. Август был лучше, чем в прошлом году, хотя в целом ожидается, что урожай будет несколько уступать прошлогоднему. Таким образом, вклад аграрного фактора может в ближайшие месяцы из положительного стать негативным», — комментирует главный экономист ВЭБа Андрей Клепач. В целом, по его мнению, активная фаза спада завершена, хотя не исключено его возобновление, при этом правильнее говорить о продолжении стагнации, а не оживлении экономики.

Между тем, Международный валютный фонд (МВФ) из-за недавней волны падения мировых цен на нефть ухудшил экономический прогноз для России: если в конце июля речь шла о снижении ВВП в 2015 году на 3,4%, то сейчас — на 3,8%, сообщает ТАСС. Прогноз на следующий год тоже скорректирован: вместо роста экономики на 0,2% теперь ожидается минус 0,6%. Официально новый прогнозный доклад МВФ должен быть представлен 6 октября, до тех пор показатели еще могут быть изменены, уточняет ТАСС.

Ранее Минэкономразвития и Центробанк также ухудшили прогнозы развития российской экономики. Первое считает, что ВВП в этом году снизится на 3,6%, второй допускает спад на 3,9-4,4%. Ранее они говорили о 2,8% и 3,3%.
Минэкономразвития рассчитывает на рост ВВП уже в следующем году, хотя и с меньшим, чем прежде, оптимизмом: прогноз снижен с 1,8% до 0,9%. Центробанк в базовом сценарии предполагает, что в 2016-м экономика останется в минусе на уровне 0,5-1%, и небольшие положительные значения можно будет увидеть только в 2017-м.

Основные факторы падения российского ВВП — сокращение инвестиций в основной капитал и цен на нефть. Последнее, среди прочего, уменьшает показатель чистого экспорта. Прогнозы МЭР на 2016 год будут реалистичными, если до конца 2015-го нефть подорожает хотя бы до $60/баррель, и снизится влияние геополитических факторов, считает аналитик инвестхолдинга «» Тимур Нигматуллин. При неблагоприятном сценарии развития событий нас ждут два года рецессии, добавляет он.

Руководитель практики по работе с компаниями сельскохозяйственного сектора КПМГ (KPMG) в России и СНГ Виталий Шеремет предполагает, что падение ВВП по итогам года достигнет 4%. Делать прогнозы на 2016-й, по его словам, невозможно: на коротком отрезке времени сложно оценить влияние таких факторов, как цены на нефть, геополитика, позиция ФРС США по ключевой ставке, курсы валют и т. д. О восстановлении экономики можно будет говорить лишь после стабилизации ситуации и оценки последствий текущего кризиса. В то же время, по прогнозу КПМГ, в 2015—2020 годах средневзвешенный годовой рост ВВП составит 1,4%.

Сейчас все упирается в политику: как станет развиваться ситуация на Украине, что будет с санкциями Запада и т. д. Без ухудшения внешних негативных факторов возможен хоть и небольшой — на 0,9-1,5% — рост экономики уже в следующем году — за счет эффекта низкой базы, рассуждает вице-президент инвесткомпании «» Иван Николаев. В 2015-м он ожидает падения ВПП более чем на 3%, но уточняет, что сейчас сложно что-либо прогнозировать.

Несмотря на то, что президент Владимир Путин и премьер-министр Дмитрий Медведев в последнее время не раз отмечали успехи сельского хозяйства и его рост, положительной динамики в АПК недостаточно для существенного увеличения ВВП. Вклад отрасли в экономику за прошедшие пять лет в среднем составлял 3,3%. «Чтобы повысить долю хотя бы до 4%, отрасль должна прибавить 30% за год, что за гранью реальности, — уверен Николаев. — Россия давно перестала быть аграрной державой, поэтому развитие сельхозпроизводства не может радикально изменить картину экономической ситуации в стране».

К сожалению, весовой показатель АПК в ВВП невысок, поэтому он не сможет кардинально повлиять на экономику, соглашается партнер компании «А8 Практика» Андрей Тихомиров. Однако, учитывая увеличение интереса государства к сельскому хозяйству, отрасль продолжит расти. «В следующем году возможна положительная динамика в овощеводстве, рыбном секторе и молочном животноводстве, сохранится она и в производстве зерна», — думает он. Всю экономику агросектор не вытянет, солидарен гендиректор «» Максим Басов, но он будет развиваться за счет насыщения внутреннего рынка и выхода на внешние. Для этого необходимо продолжать либеральную политику в АПК, открывать экспортные рынки, контролировать эпизоотическую ситуацию, перечисляет топ-менеджер.

Виталий Шеремет считает, что в перспективе 2016-2020 годов рост АПК будет скромнее, чем в других секторах — в среднем в пределах 2%/год. Это связано с тем, что по своим характеристикам инвестиции в продовольствие являются «защитными», то есть они менее волатильны по сравнению со среднерыночной динамикой.

Загрузка...