Замы на хозяйстве

Журнал «Агроинвестор»

Журнал «Агроинвестор»

Какие люди руководят профильным министерством

Николай Федоров во главе МСХ уже больше двух лет, но ключевых членов его команды бизнес-сообщество знает по-прежнему плохо и не до конца понимает, кто эти люди и как они принимают решения. «» встретился с заместителями руководителя Минсельхоза, изучил и обобщил малоизвестные рынку факты их биографий.

При нынешнем министре почти полностью сменилась команда руководителей Минсельхоза. Из топ-менеджмента (замов) остался только Александр Петриков, который был назначен на свою должность при Алексее Гордееве, пережил кадровую революцию при Елене Скрынник и остается на месте по приходе Федорова. Но он — исключение, поэтому не рассматривается в этой статье.

За Федоровым (или, как Илья Шестаков, незадолго до него) в министерство на позиции заместителей пришли мало- или совсем незнакомые отрасли люди. Свойственная чиновникам закрытость усугубляла ситуацию: «Совершенно непонятно, кто они, чем занимались раньше, почему ушли с предыдущих мест и как попали в агроотрасль, — сетовали читатели “АИ” в частных разговорах. — При этом их решения влияют на бизнес».

«Появление новых людей на соответствующих должностях в нашей стране идет очень медленно, — признавал ранее Дмитрий Медведев. — Мы все время топчемся на месте скамейка запасных у нас чрезвычайно короткая: все время передергиваем одну и ту же колоду». Очень хорошее определение для характеристики биографий некоторых заместителей нынешнего главы Минсельхоза.

Шестаков: сын друга Путина

Приемная и кабинет Ильи Шестакова в офисе Росрыболовства на Рождественском бульваре впечатляют: лепнина, позолота, массивная мебель, аквариум с осетровыми рыбами чуть ли не в полстены. В углу навязчиво жужжит вентилятор — здание старинное и, видимо, кондиционер установить нельзя. Над рабочим столом — портрет Владимира Путина.

Он сразу обращает на себя внимание, потому что на нем президент не стандартно-протокольный — в костюме, галстуке и на фоне российского триколора, — а снят крупным планом и облачен во флотскую ушанку. Выйдя из-за стола и поздоровавшись, Шестаков садится обратно, какое-то время листает свежий номер журнала, пытается скрыть внутреннее напряжение. Рассказывать о себе он не любит, а встреча с «Агроинвестором», как говорят помощники, — его первое интервью на личную тему.

Из назначенных в последние годы заместителей министра он, пожалуй, самый известный, хотя его знают больше как «сына друга Путина» — именно так сходу обычно характеризуют Шестакова участники рынка. Его отец, депутат Госдумы Василий Шестаков, и президент Владимир Путин в свое время занимались в секции дзюдо у одного тренера. Чиновник говорит о родственных связях неохотно: видно, что эта тема ему порядком надоела, возможно, даже мешает. Шестаков во время разговора как будто хочет доказать, что он самодостаточный человек. Не раз подчеркивает, что если бы был плохим специалистом, то не помогли бы никакие связи.

О знакомстве с экс-министром сельского хозяйства Еленой Скрынник еще в бытность ее гендиректором «Росагролизинга» тоже вспоминает без особого энтузиазма, хотя именно благодаря ей Шестаков пришел в агроотрасль. Правда, в начале карьеры выпускник Санкт-Петербургского госуниверситета экономики и финансов вряд ли думал, что будет заниматься АПК.

Переехав из Питера в Москву, он начал работать в частной фирме, которая занималась взаимозачетами. Затем в 2001-м Алексей Миллер, формировавший новую команду, пригласил его в «Газпром». Впрочем, и о личном приглашении главы газовой монополии Шестаков говорит, стараясь замять вопрос: «Нужны были надежные проверенные люди, видимо, меня сочли именно таким».

В «Газпроме» он проработал заместителем начальника Eправления кредитов до 2008 года. Никакого движения и кадрового роста не было, поэтому, когда Скрынник предложила возглавить Российский научно-исследовательский институт сельскохозяйственных приборов, решил попробовать. «Любое новое дело кажется интересным, это своеобразный азарт.

Тем более позвали сразу на руководящую должность, — поясняет он. — Тогда я не знал, что это депрессивный институт, совершенно бесперспективный с точки зрения развития науки».

В то время часть активов Минсельхоза была приватизирована, и Шестакову предстояло разобраться, если ли смысл сохранять и развивать институт, уже имевший статус ОАО. «В целом, его научный потенциал оказался достаточно низким, — продолжает он. — Основная часть сотрудников в довольно зрелом возрасте вела исследования, которые не имели никакого прикладного значения».

Однако было необходимо сохранить учреждение в правовом поле, оценить, как его можно использовать. В итоге на его основе начали развивать систему идентификации сельхозживотных. На вопрос, не хотелось ли все это бросить, Шестаков отвечает, что возможность перепрофилирования и реформирования института стала для него драйвером.

Несмотря на то что работа в НИИ не оправдала ожиданий, предложение пойти в Шестаков принял далеко не сразу: никогда не представлял себя госслужащим. Говорит, что думал месяцев пять, стоит ли так кардинально менять свою жизнь. Но в конце концов доводы, что задачи в министерстве масштабнее, а работа амбициознее, победили сомнения.

Правда, первые полгода в Минсельхозе стали для Шестакова таким стрессом, что, по его словам, он на какое-то время снова начал курить. Вспоминая тот период, замминистра, до этого говоривший тихо и монотонно, несколько оживляется. «Мне поручили заниматься ведомственной программой развития инфраструктуры и логистического обеспечения агропродовольственного рынка, сроки уже были на пределе, пришлось работать в авральном режиме, — рассказывает он. — В итоге мы все-таки смогли ее принять, и, по оценкам отраслевых союзов, она получилась достаточно неплохой».

Признает и ошибки тех лет, например, недостаточный контроль над выполнением программы. » не подчинялась непосредственно Минсельхозу, и 3 млрд руб., которые она получила [по программе] на развитие инфраструктуры, до сих пор лежат на депозите в банке. Добиться какого-то внятного объяснения от компании, почему так произошло, нам не удалось», — делится Шестаков.

Проработав около пяти месяцев заместителем директора Департамента пищевой, перерабатывающей промышленности, регулирования агропродовольственного рынка и качества продукции, Шестаков возглавил Департамент регулирования агропродовольственного рынка и развития инфраструктуры. Через год стал заместителем министра.

Такой быстрый карьерный взлет объясняет просто: поднялся благодаря ответственному отношению к выполнению поставленных задач. На намек, что, вероятно, не обошлось без связей и протекции, отвечает: несмотря на все возможности, если человек не в состоянии достичь результата, он не будет хорошо работать и расти. «Постоянно нужно доказывать, что ты соответствуешь должности, на которой находишься, — говорит Шестаков. — Если это получается, то у тебя появляются перспективы».

Участник рынка, давно знакомый с Шестаковым, рассказывал «», что тот действительно много и с большим интересом работает, а родственные связи, скорее, были хорошей стартовой площадкой — помогли подняться на первую ступеньку карьерной лестницы. «Конечно, ему пока не хватает опыта, но он старается, и нельзя сказать, что отец его продвигает», — добавил он. Один из коллег Шестакова по министерству характеризует его как амбициозного и грамотного специалиста, который хорошо вникает в суть проблем, анализирует их и всегда ищет решение.

Значение семьи в формировании своего характера и личностных качеств Шестаков все же не отрицает. Главными считает ответственность, умение работать в команде и находить компромисс. «Еще мне всегда нравилось значение слова “дзюдо” — гибкий путь к победе. Этого девиза я стараюсь придерживаться», — добавляет замминистра.

Отсутствие профильного агрообразования он не считает проблемой, поясняя, что руководитель не обязан уметь доить корову или обрезать скоту копыта. «Какое-то общее понимание — например, о времени полевых работ или севообороте — конечно, необходимо. Но для этого достаточно почитать специализированную литературу. Когда нужно более глубокое знание вопроса, можно обратиться к экспертам», — уточняет он. По словам Шестакова, поскольку продовольственный рынок подчиняется общим законам экономики, экономическое образование для заместителя министра намного полезнее ветеринарного.

В январе Шестаков возглавил и теперь совмещает эту позицию с должностью заместителя министра. О том, что его кандидатура обсуждается в правительстве, узнал от Николая Федорова. «Он спросил, сколько времени мне нужно, чтобы подумать.

В этот раз я не медлил и сразу дал ответ — для госслужащего это значительный шаг в карьере», — рассказывает Шестаков. При этом, по его словам, он никогда особо не стремился к карьерному росту. «Я и сейчас не думаю о карьере, просто работаю. Если что-то предлагают — двигаюсь вперед, — делится замминистра. — Передо мной стоят сложные и интересные задачи; когда я пойму, что сделал все для их решения, тогда, может быть, остановлюсь и подумаю». Правда, перспектива всю жизнь проработать чиновником ему явно не нравится.

После отставки Елены Скрынник СМИ гадали, кто может возглавить агроведомство. Среди возможных кандидатов называли Шестакова. Но ему предложений не поступало. «Если бы предложили?..» — повторяет он наш вопрос, берет паузу и отвечает так: «С определенного уровня на госслужбе вопрос, согласен ты или нет, не стоит. Потому что, по большому счету, ты уже себе не принадлежишь: если предлагают, то нужно соглашаться».

Волков: человек из ВТБ

Андрей Волков, назначенный заместителем министра в январе, производит впечатление человека осторожного и закрытого. На момент встречи с корреспондентами «Агроинвестора» он занимал эту должность уже около двух с половиной месяцев, однако признался, что это его первое интервью. Волкову явно нравится его нынешний статус, он знает себе цену.

Если другие собеседники «АИ» выходили из-за стола, чтобы поприветствовать вошедших, то Волков лишь привстал с кресла и, пожав руку, пригласил садиться, произнеся традиционное «слушаю вас». На вопросы отвечал крат­ко и сдержанно, нередко переходя с личных тем на отраслевые. Он уверен в себе, своем профессионализме, и не безосновательно: в отличие от многих других назначенцев при Федорове, Волков работал в системе Минсельхоза и знает отрасль не первый год.

В 1987 году Волков получил диплом инженера-машиностроителя в Московском институте электронного машиностроения, в 1991-м окончил институт повышения квалификации Всесоюзной академии внешней торговли, в 1998-м — Академию народного хозяйства при правительстве. Он специалист по государственному и муниципальному управлению, кандидат экономических наук.

«Конечно, неправильно, когда в министерство приходят люди хотя бы без базовых знаний о сельском хозяйстве, но объективно на месте замминистра не нужно быть агрономом или зоотехником, — рассуждает он. — Важнее знать, например, бюджетное устройство, потому что мы работаем с регионами, а вся система господдержки основана на софинансировании». Отсутствие сельскохозяйственного образования ему не мешает, тем более что есть опыт работы с агросектором. «В этом плане мне несколько легче, чем коллегам», — говорит Волков.

Отработав около года в Министерстве по сотрудничеству с государствами — участниками СНГ сначала заместителем начальника управления финансово-кредитных отношений, затем начальником управления регионального сотрудничества, Волков попал в аграрную сферу.

В 1998 году он стал первым заместителем гендиректора «Федерального агентства по регулированию продовольственного рынка» при Минсельхозпроде, на основе которого впоследствии создали Объединенную зерновую компанию. В 2000-м был замруководителя Деппродрынков Минсельхоза, но проработал на этом месте меньше года.

Волков рассказывает, что не собирался уходить с госслужбы, но тогда как раз заместителем министра сельского хозяйства стал Александр Антонец, прежде работавший в «Альфа-Банке». На освободившееся место вице-президента управления по работе с предприятиями сельского хозяйства и пищевой промышленности пригласили его. «От такого предложения невозможно было отказаться», — говорит Волков. Правда, он продолжал участвовать во всех рабочих группах Минсельхоза. В то время Алексей Гордеев только возглавил агроведомство, и это был очень активный период для АПК, вспоминает замминистра.

Работа Волкова в банке была связана с отраслью, и три года в министерстве, по его словам, стали хорошим подспорьем. Например, он участвовал в списании долгов по фонду льготного кредитования сельхозпроизводителей, занимался проблемными долгами АПК, финансовым оздоровлением.

Именно тогда началось возрождение сельского хозяйства, в отрасль пошли инвестиции, страна стала экспортировать зерно, перечисляет Волков. «На моих глазах создавались многие сегодняшние агрохолдинги. Причем я был не только свидетелем, но и участником событий, сделок M&A в секторе. Хотя я и не принимал решений, но имел к ним доступ», — не без гордости добавляет он.

В 2009-м Волков стал вице-президентом департамента по работе с предприятиями АПК «Альфа-Страхования». Два года спустя он перешел в ВТБ, где до назначения замминистра был управляющим директором Дирекции «Торговля, АПК и фармацевтика», работал с крупными клиентами. Он говорит, что понимает нынешнюю ситуацию в АПК именно благодаря банковскому опыту.

Предложение стать замминистра, поступившее от Николая Федорова, стало для Волкова неожиданным —он не планировал возвращаться на госслужбу. «Видимо, сложилась ситуация, когда в ведомстве потребовался специалист, который на практике знает экономику агроотрасли», — объясняет он выбор своей кандидатуры. Один из коллег Волкова говорит, что его приход действительно усилил команду Минсельхоза. «Это очень хороший специалист», — комментирует он.

Решение Волков принимал около месяца. По его словам, одним из решающих факторов согласия стали хорошие отношения с экспертным сообществом. «Я постоянно контактирую с отраслевыми союзами, чувствую их поддержку и знаю, что могу опереться на сильнейших специалистов, многих из которых давно знаю», — делится он.

Другим важным фактором стало желание реформировать отрасль. Волков не скрывает, что у него есть любимые сектора АПК, например, свеклосахарный. Замминистра считает его одним из самых благополучных: производство свекловичного сахара подталкивало развитие растениеводства, компании создали инфраструктурную систему, которая позволяет им развиваться.

Причем это делалось на кредиты, которые возвращались, в отличие от проблемных долгов в других секторах. Аналогичные примеры в масложировом сегменте. Волков уточняет, что не держится именно за сахар, по его мнению, драйверы отрасли — растение­водческие компании, ориентированные на экспорт продукции. «Именно эти направления я буду пытаться поддерживать. Надеюсь, рынок сможет оценить результаты моей работы через полгода-год», — заключает замминистра.

Юрьев: самый молодой

Дмитрий Юрьев оставляет впечатление самого демократичного заместителя министра. Чувствуется, что за прошедшие два года он освоился на этой должности, охотно общается с журналистами. Он публичное лицо: по частоте цитируемости топ-менеджмента МСХ Юрьев — второй после министра Федорова, следует из данных системы «Медиалогия». Один из его коллег объясняет это спецификой тематики, которую тот курирует, — финансово-экономические проблемы отрасли часто бывают с политическим окрасом.

Юрьев предпочитает давать интервью не за рабочим, а за небольшим приставным столом, сидя напротив собеседника. Несмотря на молодость (ему 33 года), производит типичное для чиновника впечатление: в разговоре оперирует формальными фразами и оборотами.

Старается держать себя строго, но за сдержанностью, возможно в силу возраста, угадывается внутренний задор. «Юрьев очень приятный в общении и хороший человек», — описывает знакомый с ним отраслевой эксперт, правда, добавляя, что «хороший человек — не профессия», намекая на отсутствие у него практического опыта работы в сельском хозяйстве.

Впрочем, Юрьев единственный из нынешних заместителей Федорова, кто окончил профильный вуз — Новосибирский государственный аграрный университет. Он получил профессию инженера-механика (механизация сельского хозяйства), поступил в аспирантуру. Правда, ученым стать не удалось. Будущий замминистра смоделировал машину для уборки зерновых на семена.

В отличие от распространенных сейчас комбайнов с ударным механизмом, она должна была вытирать зерно из колоса — это более бережный способ. Юрьев попытался сделать ее в лабораторных условиях, но нужен был промышленный образец, а это требовало приличных инвестиций — порядка 400 тыс. руб., едва ли не половины годового бюджета вуза на научную работу.

«Для меня на тот момент это были баснословные деньги. Несмотря на то что бизнес одобрил идею, инвестора я так и не нашел, поэтому ничего не получилось», — вспоминает он.

Карьера Юрьева еще со студенческих времен косвенно была связана с сельским хозяйством. Он работал в новосибирской компании «Агрокомцентр», которая занималась поставками запчастей, техники и средств производства для АПК. Замминистра признается, что в какой-то момент полюбил сельское хозяйство — отрасль затянула его. Однако в начале 2000-х с переездом в Москву он сменил сферу деятельности. Учился в магистратуре Московской школы экономики МГУ на экономиста, параллельно заочно получал профессию юриста в Сибирской академии государственной службы.

«Моя специализация — государственное право. Наверное, именно это воспитало во мне государственника: у меня было и остается огромное желание сделать что-то полезное для страны», — утверждает Юрьев.

Во время учебы по вечерам он работал рядовым специалистом в банке (занимался договорами), затем в дочернем предприятии компании «Гала-Форм», которая поставляла нефтепродукты. Попробовать свои силы в нефтяной отрасли решил, поскольку в Новосибирской области занимался продажей ГСМ сельхозпроизводителям. «Тематика близкая. Моим направлением был Дальний Восток, экспортные поставки, и с сельским хозяйством я себя на тот момент не связывал», — рассказывает он.

После окончания МГУ Юрьеву предложили на выбор место в Центробанке, где предстояло заниматься внешним аудитом, и в Администрации президента. На тот момент деятельность администрации представлялась ему необычайно важной для государства, поэтому он выбрал именно ее, несмотря на существенное снижение зарплаты.

Он начинал специалистом-экспертом департамента анализа эффективности деятельности органов исполнительной власти, затем был советником департамента социально-экономической политики экспертного управления президента, позже поднявшись до заместителя начальника департамента экономической политики. «Работа меня просто поглотила — видимо, внутренний настрой был так сформирован, что я буквально упивался ей», — делится Юрьев.

После перехода начальника департамента сопровождения приоритетных нацпроектов Администрации президента Андрея Слепнева на должность заместителя министра сельского хозяйства к Юрьеву, благодаря первому образованию, перешла тематика АПК. «Ему повезло — в Москве он попал в команду Аркадия Дворковича [возглавлявшего экспертное управление Администрации президента], неплохо занимался аналитикой, поэтому тот рекомендовал его Николаю Федорову», — рассказывал «» знакомый с ним депутат Госдумы.

Когда Федоров предложил Юрьеву место своего заместителя, тот согласился. «В свое время я осознанно пошел на госслужбу, поэтому не сомневался», — подчеркивает он. По словам Юрьева, прежний опыт помогает в нынешней работе. Например, его общение с отраслевыми союзами началось в 2008—2009 годы, когда он стал заниматься сельским хозяйством в экспертном управлении. «Хотя по каким-то вопросам мы спорим, думаю, у нас сложились неплохие отношения», — уточняет он.

Руководитель исполкома Сергей Юшин давно знает Юрьева и характеризует его как очень работоспособного и целе­устремленного специалиста. «Мы общаемся по рабочим вопросам, он стремится разобраться в деталях, — рассказывает Юшин. — Конечно, не всегда все получается как хочется, но он болеет за дело, консультируется с представителями отрасли». Конечно, иногда не соглашается с доводами и предложениями бизнес-сообщества, но открыт и готов к диалогу, добавляет эксперт.

Поскольку в министерстве Юрьев курирует финансово-экономический блок, в отрасли к нему относятся неоднозначно, говорит один из участников рынка. «Понятно, что не он виноват в кассовом разрыве по субсидиям и что не только от работы Юрьева зависит решение финансовых проблем отрасли, но он оказывается на переднем крае, — комментирует топ-менеджер крупной региональной компании. — В целом производит впечатление адекватного чиновника, человека, болеющего за АПК, но иногда кажется, что ему не хватает твердости.

Как, впрочем, и всему Минсельхозу в последние годы». Другой участник рынка добавляет, что сейчас ведомству необходимо приложить максимум усилий, чтобы «отстраниться» от неудачного опыта работы команды Елены Скрынник.

Семенов: земляк министра

Встретиться с Павлом Семеновым оказалось непросто: от момента отправки запроса до интервью прошло более месяца. Самый непубличный зам Федорова представлялся скрытным и угрюмым чиновником. Во многом из-за того, что рынок его совсем не знает. «Семенов — земляк Федорова, давно в его команде, а что за человек — непонятно, — рассказывает отраслевой эксперт, близкий к  Минсельхозу. — Он как будто держится в стороне».

Семенов опоздал на встречу минут на пятнадцать. Извинился, спросил, предложили ли его помощники чай/кофе/воды, и снова ушел — вызвал министр. Вернувшись, выдохнул: «Запарка…» Поначалу разговор не клеится: Семенов бросает резкие реплики, словно защищаясь от личных вопросов, вставляет казенно-протокольные формулировки, оперирует общими фразами. Чувствуется напряжение. Впрочем, минут через пятнадцать, вспоминая о детстве, семье и начале карьеры, он меняет интонации и как будто внутренне расслабляется.

Семенов родился в 1976 году в Канаше Чувашской республики, а примерно через два года его семья переехала в Нефтеюганск (ХМАО). Тогда многие уезжали с «большой земли», поясняет замминистра. Окончил местную школу, затем — Тюменский государственный нефтегазовый университет по специальности «маркетинг» и Тюменский международный институт экономики и права по специальности «бакалавр экономики». Можно было остаться в Сибири и работать с отцом.

Владимир Семенов в свое время начинал простым водителем и сделал в регионе блестящую карьеру: в 1997 году стал гендиректором «Роснефтетранса», с 2001 по 2011 год — был депутатом Думы ХМАО-Югры, в 2007-м избран главой Нефтеюганского района.

«Но мне хотелось реализовать себя, быть востребованным», — говорит Павел Семенов. После института он около трех лет проработал в нефтегазовой сфере. Градообразующим предприятием был «Юганскнефтегаз», тогда входивший в ЮКОС, и, естественно, все молодые люди стремились туда попасть — это было престижно. «Я пробовал себя, но понял, что это не мое», — признает замминистра.

В детстве он ездил в Чувашию лишь на лето к бабушке, но его всегда тянуло на родину. Всегда с интересом следил, что происходит в республике: «Мне нравилось то, что делал тогдашний президент Николай Федоров, и я мечтал работать с ним в одной команде», — с воодушевлением говорит он.

Как только представилась возможность, Семенов вернулся в Чувашию и быстро пошел в гору. В 25 лет его избрали депутатом парламента республики — госсовета. Тогда он и познакомился с Федоровым. В 2003 году стал самым молодым депутатом Госдумы по одномандатному округу. Про политическую карьеру Павла Семенова СМИ писали, что его депутатский мандат — заслуга отца.

О родителях замминистра говорит с пиететом, признавая, что многого достиг благодаря им, полученному воспитанию и образованию. «С первого класса родители вели меня по верному пути — загружали по полной программе, — делится Семенов. — Я занимался боксом, плаванием и, конечно, в то время злился — хотелось больше свободного времени. Теперь понимаю, что это было правильно».

Отец Семенова «сделал себя сам» — работал водителем автобуса, мотористом, а когда в стране стала развиваться коммерция, решил тоже попробовать свои силы. «В этом плане он был самородком, к нему всегда обращались за советами, поэтому бизнес пошел, — рассказывает замминистра. — Конечно, он помогал мне финансово, как родители всегда стараются помочь детям. Но деньги — это далеко не главное для успешной предвыборной кампании. Все зависит от того, насколько эффективно ими воспользоваться».

На вопрос, почему он решил стать депутатом в таком молодом возрасте, Семенов отвечает, что его всегда привлекала эта деятельность. Наблюдая за депутатской работой отца, он оценивал, что тот делает правильно, что не совсем, радовался его успехам и тоже хотел помогать другим. Признается, что депутатские привычки остались до сих пор: номер телефона не менял лет 15, поэтому люди постоянно продолжают обращаться с просьбами.

Семенов уверяет, что человек с улицы без особых проблем может попасть к нему на прием, эмоционально рассказывает о нескольких последних случаях. «Если перестать помогать, то будут думать, что я что-то делал, только когда мне это было нужно для выборов, — поясняет он. — Это неприятная мысль, поэтому, если есть возможность что-то сделать — стараюсь помочь, это уже внутренняя потребность». Например, проводит мероприятия в родном Канаше, хотя добавляет, что в годы депутатской работы удавалось делать больше.

В 2011 году, проработав почти два созыва в Госдуме и получив хороший опыт законодательной работы, Семенов стал заместителем министра природных ресур­сов и экологии — хотелось двигаться дальше и про­явить себя в исполнительной власти. Четко и коротко поясняет: «Федеральный министр предложил мою кандидатуру председателю правительства, и он назначил меня заместителем министра.

Так же было и с Минсельхозом». Несмотря на давнее знакомство с Николаем Федоровым, у Семенова это первый опыт работы в его прямом подчинении. Конечно, такие должности не бывают сюрпризом, комментирует он свою реакцию на назначение, — министр спрашивал Семенова, готов ли тот работать в агроведомстве. Думал он недолго.

На вопрос о непрофильном образовании отвечает встречным: кем нужно быть, чтобы курировать развитие мелиорации? По логике, тут пригодятся профессии и инженера, и строителя, и агронома, рассуждает он. «Но, по-моему, важнее грамотно выстроить экономику предприятия, правильно определить цели и задачи и способы достижения результатов», — делает вывод Семенов. Он уверен, что научиться можно всему, было бы желание. К тому же всегда можно посоветоваться со специалистами.

Федоров оказался требовательным руководителем и не дал новой команде много времени на раскачку: первые месяцы приходилось работать чуть ли не круглосуточно, вникать в суть дел, вспоминает замминистра. «Конечно, было сложно: высокие требования, новая сфера, много проблем в отрасли», — перечисляет он. Охотно рассказывает о первых удачах.

Когда он пришел в , задолженность мелиоводхозов перед энергетиками достигала 700 млн руб., во многих регионах им грозили, а где-то уже отключили электроэнергию. Это ставило под угрозу поливной сезон. «Нам удалось оперативно рассчитаться с долгами, и сейчас таких проблем нет», — утверждает Семенов.

Уже при Семенове завершали реализацию ФЦП «Плодородие», которая стала одной из наиболее эффективных из всех федеральных целевых программ министерства, разрабатывали и утверждали новую программу развития мелиорации. Рассказывая об этом, он снова переходит на официоз, сухие формулировки, цитирует отчетные документы, а потом вдруг, оборвав себя на полуслове, будто мысленно махнул рукой на «обязательную программу». «Конечно, все это важно. За два года немало удалось исправить в мелиоративной отрасли, но к очень многому еще нужно стремиться», — резюмирует Семенов.

Около года назад информагентство Regnum писало, что Семенов может претендовать на должность главы Чувашии. Выборы пройдут в 2015 году. Чувашские блогеры обсуждали, как Федоров представлял его местным депутатам и министрам в качестве будущего руководителя республики. «Это, конечно, домыслы: федеральный министр просто не полномочен делать подобные заявления, тем более эта должность выборная», — поясняет Семенов.

При этом он добавляет, что как госслужащий подчиняется руководству страны: если скажут, что он востребован в другом месте, то будет работать там. «О будущем говорить еще рано. Сейчас у меня есть конкретные непростые задачи в Минсельхозе, которые мне интересно решать, — говорит он. — Я чувствую, что еще немало могу сделать на месте замминистра».

Манылов: чей протеже?

Игорь Манылов — единственный заместитель министра, который не нашел времени встретиться с «Агроинвестором», побеседовать с корреспондентом по телефону или хотя бы передать сформулированные помощниками письменные ответы. Знакомый с ним депутат Госдумы говорит, что тот, хоть и юрист по образованию, неплохо разбирается в экономике, однако далек от сельского хозяйства.

Первый замминистра родился в Магнитогорске Челябинской области. После учебы в ПТУ и службы в вооруженных силах — к слову, он единственный из заместителей Федорова, в чьей биографии значится армия, — в 1991-м окончил Свердловский юридический институт им. Р. А. Руденко. На сайте Минсельхоза говорится, что с 1991 по 1996 год он замещал руководящие должности в коммерческих банках.

«Ведомости» уточняют, что в этот период он был юрисконсультом, затем начальником отдела, начальником управления, директором департамента и главным менеджером Свердловского отделения «СКБ-Банка». В 1994-м 51% его акций приобрел «Менатеп» Михаила Ходорковского.

В 1996 году Манылов стал старшим менеджером Управления аудита «ЮНИКОН/МС Консультационная Группа». Эта московская компания работала в сфере аудита и учета, управленческого, финансового, налогового и юридического консалтинга, а также стратегических рыночных исследований и информационных технологий. Год спустя он стал гендиректором «Центра экономических и финансовых экспертиз», но уже вскоре, в 1998 году, пошел на госслужбу.

До 2000-го он возглавлял Управление гражданского законодательства, затем Департамент гражданского законодательства Министерства юстиции. Дольше всего — восемь лет — Манылов проработал в Госдуме, где руководил аппаратом Комитета по законодательству, затем — Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству. В 2007 году главой комитета стал экс-министр юстиции Павел Крашенинников — по всей видимости, знакомый с Маныловым еще с его студенческих лет.

Они окончили один вуз, хотя и в разные годы, но Крашенинников после получения диплома до 1993 года преподавал там гражданское право. СМИ неоднократно называли Манылова его правой рукой, а столичные юристы — протеже Антона Иванова (председателя Высшего арбитражного суда), который в свое время безуспешно пытался поставить его на должность председателя московского арбитражного суда, и опять же Павла Крашенинникова.

Не исключено, что не без его участия в 2008 году Манылов стал статс-секретарем и заместителем министра экономического развития. Он курировал работу Росреестра, который с 2007 по 2012 год возглавлял Сергей Васильев — тоже выпускник Свердловского юридического университета, близкий к команде Крашенинникова.

Всех троих политологи относят к так называемому «челябинскому лобби» во власти, связанному с экс-министром промышленности и торговли Виктором Христенко. Ранее в эту группу входила бывший министр сельского хозяйства Елена Скрынник.

В Минэкономразвития Манылов проработал до назначения в . С Николаем Федоровым он, вероятно, был знаком по Ассоциации юристов России, где первый — член президиума, второй — с 2009 года председатель правления. Руководит ассоциацией все тот же Крашенинников, попечительский совет возглавляет премьер-министр Дмитрий Медведев. Через пять месяцев работы в должности замминистра агроведомства Манылов стал первым заместителем Федорова.

Комментируя свой переход в , Манылов говорил, что это «обычное дело — идет движение кадров» (цитата по «Известиям»). В должности замглавы МЭРа экспертное сообщество характеризовало его как ничем не запомнившегося функционера. После двух лет работы в агроведомстве опрошенные участники рынка и отраслевые эксперты затруднились оценить результаты его деятельности.

Кого цитируют

Статистика запросов по упоминанию в новостях (Яндекс-новости, запросы по принципу «Имя-фамилия Минсельхоз») подтверждает популярность Ильи Шестакова: поисковик выдает 527 сообщений с участием этого замминистра (данные на 19 июня). На втором месте со 167 сообщениями Александр Петриков. Третью строчку (102 сообщения) занимает Игорь Манылов. 76 раз в новостях упоминался Дмитрий Юрьев. Пятая позиция у Павла Семенова — его цитировали 32 раза. На одну новость меньше у Андрея Волкова, но он работает в агроведомстве всего около полугода.

Комментарий

У нашей ассоциации нет проблем в работе с Министерством сельского хозяйства. Правда, я общаюсь не со всеми заместителями министра, но могу сказать, что они готовы обсуждать возникающие вопросы и встречаются с бизнес-сообществом. К Юрьеву, Петрикову, Шестакову, Волкову можно обратиться в любое время, равно как и к самому главе ведомства. Если вы представляете эффективную организацию, а не существующую только на бумаге, с вами будут работать. Знаю, что у Росптицесоюза и Национального союза свиноводов тоже нет проблем в общении с руководством агроотрасли.

Расстраивает то, что некоторые сотрудники ведомства стали лениться выполнять свои обязанности. Например, просят заполнить таблицы и указать объемы производства разных видов мяса за три года. Возникает вопрос: разве в Минсельхозе нет этой статистики? Т. е. на исполнительском уровне идет перекладывание работы на отраслевые организации. В министерстве есть очень работоспособные профессиональные люди, но есть и те, кто непонятно что делает в ведомстве. Это актуальная проблема для всей страны, в этом плане Минсельхоз не хуже и не лучше любой другой организации.

Загрузка...
Агроинвестор

«Агроинвестор»