Под Липецком запущен ягодный агрокластер для Danone

Проект увеличит товарное производство ягод в регионе в четыре раза

Более 95% потребления ягод в России приходится на продукцию личных хозяйств
Более 95% потребления ягод в России приходится на продукцию личных хозяйств

В Липецкой области открыт агрокластер, включающий ягодники общей площадью 300 га, а также завод по шоковой заморозке ягод и фруктов производственной мощностью до 8 тыс. т продукции в год. Официальный запуск предприятия состоялся 20 сентября. Инвестором проекта выступила компания «Фрагария» при поддержке . Объем первоначальных инвестиций составил около 600 млн руб., как сообщалось ранее, для реализации проекта был привлечен кредит МСП банка на 414 млн руб. В течение ближайших пяти лет планирует приобретать продукцию «Фрагарии» для своих производств в России. «Уникальность проекта заключается в расположении завода на собственных полях выращивания мягких ягод, таких как садовая земляника (клубника) и малина, что позволяет замораживать продукцию в течение менее одного часа после сбора», — говорится в пресс-релизе . Как сообщил совладелец «Фрагарии» Игорь Бугорский, слова которого приводит «Интерфакс», первая земляника была посажена в 2016 году на 20 га, в этом году ее планируется посадить еще на 25 га. В целом площади под земляникой будут расширены до 120 га, с которых компания рассчитывает собирать 1,7 тыс. т ягод ежегодно. Также предприятие будет ежегодно закупать у сельхозпроизводителей до 6 тыс. т продукции. В планах компании — организация агрокооперативов, в которых будет проводиться обучение, поставка посадочного материала и контроль производственного процесса. Как ранее говорил «Липецким новостям» гендиректор «Фрагарии» Станислав Горьков, на первом этапе фабрика будет выпускать 2 тыс. т продукции в год, а мощность в 8 тыс. т будет достигнута к 2021 году. Весь проект обойдется компании в 1,5 млрд руб. «Товарное производство ягод в России сейчас находится на недопустимо низком уровне. Порядка 95% потребления в сегменте ягод покрывается за счет личных хозяйств населения, причем это касается всех видов ягод — и садовой земляники, и малины, и смородины и т. д.», — прокомментировала «» гендиректор компании Тамара Решетникова. По ее словам, товарное производство ягод в открытом грунте очень мало, а в защищенном грунте нет ни одного крупного проекта — пока только заявления. «В результате производителям продовольственной продукции, использующим ягоды в производстве, приходится работать на импортном сырье. Например, большой объем замороженных ягод поступает из Китая. И занять эту нишу давно уже пора. Тем более когда — как в случае с «Фрагарией» - у инвестора есть соглашение, обеспечивающее рынок сбыта», — отметила Решетникова. Однако большинство инвесторов пока всерьез не рассматривают производство ягод как бизнес, констатирует эксперт. «Свежие ягоды остаются нишевым продуктом: если овощи мы привыкли есть в любое время года, то ягоды покупает лишь очень маленькая прослойка населения. Все свежие ягоды, которые у нас есть на полках магазинов осенью, зимой и весной — это 100% импорт. Однако если бы продукции было больше и цены ниже, то выросло бы и количество покупателей», — уверена Решетникова. По данным , в 2016 году в России было собрано 806,8 тыс. т ягод, из них подавляющая часть — 793,8 тыс. т — пришлась на хозяйства населения. Сельхозорганизации получили лишь 8,9 тыс. т, КФХ — 4,1 тыс. т. В том числе валовой сбор ягод в Липецкой области составил 10,1 тыс. т, из них только 600 т пришлось на сельхозорганизации и 10 т — на КФХ. Таким образом, при мощности 1,7 тыс. т земляники проект «Фрагарии» увеличит производство ягод в регионе почти вчетверо. В сегменте производства ягод мало крупных игроков и почти нет известных имен, за исключением разве что Совхоза имени Ленина в Московской области, ранее говорила начальник Центра экономического прогнозирования Газпромбанка Дарья Снитко. Кроме того, Россия импортирует много этой продукции: в прошлом году суммарный ввоз свежих земляники, голубики, малины, ежевики, клюквы и черники составил около 30 тыс. т. Кроме сбыта ягод в свежем виде рынок также интересен с точки зрения последующей переработки, обращала внимание Снитко. Эта продукция очень востребована в молочной промышленности, кондитерском секторе и в производстве продуктов питания. «В отраслях-потребителях присутствуют крупные, в том числе иностранные игроки, и сотрудничество с компанией, которая заинтересована в большей локализации производства, что ведет к снижению себестоимости, может быть интересно новому инвестору», — говорила эксперт. В то же время она отмечала, что конкуренцию в производстве переработанной продукции могут составить поставщики из соседних стран — Белоруссии, Армении, Грузии и др. По данным kartoteka.ru, ООО «Фрагария» зарегистрировано в марте 2016 года с уставным капиталом 60 млн руб., основной вид деятельности — переработка и консервирование фруктов и овощей. По 37,5% акций принадлежат Игорю Бугорскому и гендиректору Станиславу Горькову, 25% — Кириллу Якимишену, в таких же долях они владеют аффилированным с «Фрагарией» ООО «Ягодные поля», которое будет заниматься непосредственно выращиванием ягод для завода. Игорь Бугорский также владеет 46,9% «Биг Проекта» (ресторанная деятельность и доставка продуктов питания), где является гендиректором. Горькову принадлежит «Рус фуд групп» — официальное представительство крупнейшего азиатского холдинга R&B Food Supply в России (поставщик продуктов питания), Якимишену — 75% в компании «Медиа Альянс» (оптовая неспециализированная торговля). — французская продовольственная компания, крупнейший в мире производитель йогуртов работает в России с 1992 года. Первый в нашей стране завод был запущен в 1995-м. В конце 2010 года объединила свой молочный бизнес с компанией «Юнимилк», став крупнейшим производителем молочной продукции в России. На территории страны группа владеет 17 предприятиями и представлена в четырех направлениях бизнеса: молочные продукты (ТМ «Простоквашино», «Активиа», , «Даниссимо» и др.), детское питание (Nutrilon, «Малютка»), специализированное питание, вода. По данным Центра раскрытия корпоративной информации, выручка АО «Данон Россия» в 2016 году выросла на 17% до 53,6 млрд руб., чистая прибыль составила 78 млн руб. против убытка в 1,4 млрд руб. в 2015-м.

Загрузка...