В Татарстане началось строительство грибного комплекса за 1,5 млрд рублей

Компания IGS Agro планирует выращивать 10,8 тысяч тонн шампиньонов к 2020 году

Запуск первой очереди комплекса намечен на сентябрь 2017-го
Запуск первой очереди комплекса намечен на сентябрь 2017-го

Компания IGS Agro объявила о начале строительства в особой экономической зоне «Алабуга» (Татарстан) комплекса по выращиванию 10,8 тыс. т шампиньонов и производству 40 тыс. т компоста в год. Он станет первым в республике промышленным предприятием этого сектора и войдет в число крупнейших в стране. Запуск первой очереди мощностью 3,6 тыс. т грибов и 20 тыс. т компоста намечен на сентябрь 2017-го, выход трех очередей на проектные показатели — на 2020 год. Объем инвестиций оценивается более чем в 1,5 млрд руб., предполагаемый срок окупаемости — пять лет. После введения первой очереди компания рассчитывает на ежегодный оборот в 500 млн руб.

Присутствовавший на церемонии старта проекта президент Татарстана Рустам Минниханов отметил, что культура питания меняется, поэтому производитель грибов сможет занять достойное место на рынке республики, а также за ее пределами. По словам гендиректора IGS Agro Азата Шайдуллина, задача компании — сократить объем импорта, долю которого он оценивает примерно в 75%. «После введения продовольственного эмбарго и девальвации рубля производство грибов стало перспективным для инвестирования: когда мы только рассматривали проект, в России выращивали всего около 9 тыс. т, уже через год стало 12 тыс. т, сейчас — примерно 14,5 тыс. т, — рассказал Шайдуллин «». — Обидно, когда мы меняем деньги, полученные от продажи нефти, на покупку за рубежом того, что вполне может расти у нас, причем не требует каких-то особых условий и сырья. При этом производство грибов не так избито, как, например, тепличных овощей».

По шампиньонам IGS Agro в перспективе рассчитывает занять 20% рынка, по компосту — 80%. Комплекс станет первым в России промышленным производителем коммерческого компоста третьей фазы — то есть с пророщенным мицелием грибов. Уже сейчас компания ведет переговоры с другими участниками рынка о поставках компостного материала. Большинство из них закупают его за рубежом, поскольку не у всех есть возможность наладить производство даже для собственных нужд. Во-первых, это требует существенных вложений, во-вторых, необходимо, чтобы достаточно близко от предприятия была птицефабрика и растениеводческие хозяйства, поскольку для производства компоста нужна солома и птичий помет. Возить их издалека в больших объемах дорого и неэффективно с точки зрения логистики, поясняет Шайдуллин. «Грибной бизнес особенно выгоден при создании собственного компостного цеха, тогда рентабельность может достигнуть 150%. При работе на покупном компосте она составляет 45-50%», — оценивал ранее гендиректор компании «Агриконсалт» Андрей Голохвастов.

В течение одного-двух лет в России может открыться немало новых грибных комплексов, поэтому есть риск перепроизводства, тем более в условиях падения платежеспособного спроса. По расчетам «Агроинвестора», плановые мощности лишь десяти объявленных за последние два года крупных проектов с инвестициями более 1 млрд руб. превышают 137 тыс. т — примерно вдвое больше прошлогоднего объема рынка. Однако Шайдуллин скептически относится к планам возможных конкурентов: деклараций действительно много, но до возведения комплексов доходят единицы инвесторов, причем реальные объемы обычно оказываются намного меньше тех, что заявляли изначально. Чаще же проекты просто замораживают на начальной стадии, так, например, было с компанией «Шампиньоны Татарстана»: в прошлом году она как и IGS Agro стала резидентом ОЭЗ «Алабуга» и рассчитывала создать фабрику шампиньонов мощностью 5,6 тыс. т в года, вложив 1 млрд руб., однако проект не реализуется, равно как и ряд других. «Нужны очень большие инвестиции, люди сталкиваются с проблемой нехватки собственного капитала, — комментирует Шайдуллин. — В Голландии есть пять-шесть крупных производителей оборудования, со всеми мы общаемся. Они отмечают повышенный интерес российских компаний, но говорят, что дальше процесс не идет: люди пропадают и ничего не делают, ограничиваясь громкими анонсами».

Кроме того, грибоводство — не такой простой бизнес как многим кажется, продолжает он. В частности, определяющую роль играет человеческий фактор и наличие квалифицированных кадров. На первом этапе проект IGS Agro будут поддерживать поставщики оборудования, предполагается, что сотрудники комплекса будут обучаться в Голландии. Также компания уже ведет переговоры со специалистами, которых нашла, например, на профильных выставках. «Люди, когда-либо работавшие на грибном производстве, даже после ухода с предприятия, как правило, не выпадают из отрасли и по возможности стараются вернуться в этот бизнес — он затягивает», — говорит Шайдуллин.

Еще одна сложность — зависимость от импортных компонентов, стоимость которых привязана к курсам валют. Так, IGS Agro будет покупать в Европе мицелий, поскольку тот, что есть в России, с низкой урожайностью и подходит лишь для очень небольших производств. Оборудование также будет поставляться из-за рубежа: у нас нет аналогичных технологий, хотя, например, появляется производство стеллажей, на которые укладывают компост. «Возможно, когда будет больше крупных игроков, подтянется и этот сегмент, появятся лаборатории, которые будут выращивать мицелий для промышленных объемов, начнут выпускать необходимое оборудование», — предполагает руководитель.

Самым серьезным конкурентом он считает импорт. В 2015 году в Россию было ввезено 47,5 тыс. т грибов на $20,6 млн, из них 98% — из Беларуси, хотя ранее ее доля не превышала 15%. Прежде сопоставимые объемы поступали из Польши. «Наше преимущество — свежесть продукции. На прилавки торговых сетей в радиусе 400 км грибы будут попадать в день сбора, в более отдаленные — в течение двух ней, — делится Шайдуллин. — Нам интересен не только рынок Татарстана, но и ближайших регионов — Нижегородская область, Башкирия, Урал, конечно, Москва и Подмосковье, где пересекаются все производители». По мере роста предложения будет повышаться и спрос на свежие грибы, уверен Шайдуллин, тем более учитывая то, что увеличивается уровень урбанизации населения, и постепенно уходит культура сбора дикоросов. Поэтому отрасль продолжит динамично развиваться, хотя по мере насыщения рынка темп прироста будет снижаться, резюмирует он.

Резиденты ОЭЗ «Алабуга» на 10 лет освобождаются от земельного, имущественного и транспортного налогов. Налоговые каникулы начинаются с момента появления налоговой базы. Для компаний действуют льготные налоговые ставки на прибыль: 2% в первые пять лет, 5% — в следующие пять лет и 15,5% до 2055 года. Налогоплательщики могут пользоваться ускоренной схемой амортизации с коэффициентом 2. Также резиденты ОЭЗ освобождаются от ввозных таможенных пошлин и/или налогов на иностранное оборудование. По словам Шайдуллина, это очень хорошо на старте проекта, позволит ему быть успешнее и предлагать более низкую стоимость продукции для конечного потребителя. Кроме того, компания рассчитывает на получение федеральной господдержки.

По данным kartoteka.ru, компания IGS Agro («АйДжиЭс Агро») зарегистрирована в июне 2015 года, уставной капитал — 10 тыс. руб. По 22,5% акций принадлежат Азату Шайдуллину и Артуру Исхакову, 50% — Ильдару Гарифуллину, еще 5% у Нияза Минниханова. Последний, по информации СМИ Татарстана, — сын главы Сабинского района Раиса Минниханова и племянник президента республики. Акционеры в разных долях совместно участвуют и в других компаниях: например, Шайдуллину и Исхакову принадлежит по 33,33% «АйДжиЭс Групп» (аренда и управление нежилым недвижимым имуществом), в «АйДжиЭс Фуд Департмент» (деятельность ресторанов) и в «АйДжиЭс Девелопмент» (строительство жилых и нежилых зданий). Также Гарифуллин, Исхаков и Шайдуллин владеют по 12,5% в компании «Чукча Ритейл» (розничная торговля через интернет).

Загрузка...