Журнал «Агроинвестор»
В хронически убыточный и инвестиционно депрессивный сектор могут прийти новые крупные зарубежные игроки. В стране дефицит молока, импорта на рынке больше 20%, а «входной билет» в отрасль рекордно дешев
Тайская корпорация Charoen Pokphand Group (CP Group) и Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) в мае подписали соглашение о строительстве молочно-товарного комплекса оценочной стоимостью $1 млрд. Он разместится в Рязанской области на 1 тыс. га. Для выращивания агрокультур, в том числе кормовых, инвестору планируется выделить еще 40-60 тыс. га. Из всех зарубежных игроков сравнимые по масштабу инвестиции в российский молочный сектор начала делать только сингапурская Olam.
CP Group. Первые подробности
Комплекс будет предприятием полного производственного цикла — от растениеводства до упаковки и дистрибуции готового продукта. Рязанская область — одна из оптимальных территорий для размещения такого проекта, считает исполнительный директор Национального союза производителей молока («Союзмолоко») Артем Белов: в 150 км Москва — крупнейший федеральный рынок сбыта молочной продукции. Оценивать регион нужно не с точки зрения того, какие финансовые преференции в нем существуют (льготные кредиты, дотации
Активом будет управлять CP Group, сообщают деловые СМИ со ссылкой на РФПИ. Вторым партнером проекта станет китайская компания Banner Dairy, которая поставит оборудование. Для реализации проекта стороны создадут СП Banner Infant Dairy Products. Сроки строительства комплекса, доли партнеров в финансировании и другие подробности РФПИ и инвесторы пока не сообщают. Гендиректор РФПИ Кирилл Дмитриев лишь уточнял газете «Ведомости», что в проект войдут ближневосточные инвесторы и банки, а строиться кластер будет от трех до пяти лет. Известно несколько расчетных параметров. Годовая мощность должна составить 400 тыс. т молока, сыров и кисломолочных продуктов, на комплексе будет содержаться 80 тыс. дойных коров.
На взгляд Белова, планы по срокам возведения у компании очень амбициозны. Учитывая, что на комплексе будет содержаться столько скота, ежегодно нужно вводить по три-четыре фермы на 4-5 тыс. коров каждая. А чтобы построить все площадки, на которых будет содержаться стадо, нужно консолидировать не меньше 120-150 га земель, подсчитал эксперт. На это тоже потребуется время. Поэтому компания может скорректировать планы по срокам инвестирования, не исключает он: сначала запустит несколько пилотных ферм, посмотрит на рынок, условия ведения бизнеса и только потом, возможно, будет строить дальше. Президент агрохолдинга «ЭкоНива» Штефан Дюрр, больше 10 лет занимающийся производством молока, тоже сомневается, что в заявленные сроки можно запустить такое большое предприятие, аналогов которому в России нет.
Если говорить о вертикально интегрированном проекте, то окупаемость составит семь-девять лет, продолжает Белов. По отдельным площадкам на это потребуется больше времени, а окончательный срок будет определяться масштабом и последовательностью мер господдержки проекта, в том числе региональной.
Скорее всего, тайская компания рассчитывает на средние надои в 6,5 тыс. т на корову в год, прикидывает Рыбалова, исходя из численности дойного стада и планов инвестора по валовому производству. По ее мнению, с учетом российской кормовой базы это вполне нормальные объемы. Но она, как и Белов, полагает, что заявленные 400 тыс. т продукции — очень амбициозный показатель. Это почти четверть производства лидеров рынка молочной продукции — Danone и PepsiCo. Обе перерабатывают примерно по 1,6 млн т сырья в год. Удивительно и то, что о таких мегапланах заявляет компания из Таиланда — страны, в принципе не отличающейся большим выпуском молочных продуктов. К тому же в России нет комплексов со столь большим числом коров на одной площадке. Такая концентрация животных — это огромный объем навоза для утилизации плюс ветеринарные и экологические риски, указывает Рыбалова. Поэтому CP Group и ее партнеры построят несколько ферм в разных районах Рязанской области, а затем пойдут в другие регионы, думает она.
По словам Дмитриева из РФПИ, продукцию будут поставлять в том числе на экспорт — в страны Юго-Восточной Азии, где CP Group является одним из крупнейших дистрибуторов продовольственных товаров. Сейчас Россия вывозит молочных продуктов на $300 млн в год, напоминает Белов. В Юго-Восточной Азии могут оказаться востребованными биржевые молокоемкие продукты: сухое молоко, сыры, масло, перечисляет он. Однако приоритетными для компании должны стать все-таки рынки России и стран СНГ, говорит Белов.
Если проект будет реализован, то новый игрок станет лидером по производству молока-сырья на российском рынке. Сейчас валовой надой в России формально составляет 30,8 млн т в год — исходя из этих объемов доля нового производства была бы на уровне 1,5%. Показатели нынешних крупнейших предприятий отрасли намного меньше: «Агрокомплекс» им. Н. Ткачева в 2015 году отчитался о 203 тыс. т, «ЭкоНива» Штефана Дюрра получила 180 тыс. т молока.
Учитывая объем переработки, проект, по расчетам «Агроинвестора», войдет в первую тройку или пятерку компаний, в зависимости от темпов развития конкурентов и от возможного появления на рынке новых сравнимых по масштабу комплексов. Белов дает будущему кластеру третье-четвертое места по переработке. Лидерами сектора готовой молочной продукции, по данным «Союзмолоко», являются PepsiCo, владеющая активами бывшего «Вимм-Билль-Данна», Danone, ранее поглотившая второго на рынке производителя — «Юнимилк», Hochland Russland, «Комос Групп» (управляет компанией «Милком», в которую входят удмуртские молзаводы) и «Дамате», владеющая молочным комбинатом «Пензенский».
TH Group. Вход по-крупному
О намерении инвестировать в российский молочный сектор недавно в очередной раз заявил еще один игрок из Юго-Восточной Азии — вьетнамская TH Group. В марте губернатор Калужской области Анатолий Артамонов и глава TH True Milk (часть TH Group) Тхай Хыонг подписали инвестиционное соглашение. А в мае делегация концерна посещала регион, где собирается строить предприятия по производству сыров, другой молочной продукции, а также тепличных овощей.
Ввод объектов в эксплуатацию запланирован на 2019 год. Заявленный калужский проект — не первый в России для TH True Milk. Осенью 2014 года представители вьетнамской компании впервые публично сообщили о намерении создать в Московской области большой молочный кластер. Через год, в октябре 2015-го, TH True Milk подписала соглашение о намерениях с властями Подмосковья, по которому будет строить в регионе животноводческие комплексы и молочный завод. Работы начались в мае, первую очередь должны ввести в эксплуатацию в 2017-м. Вторая запланирована на 2020 год. Общая стоимость подмосковного кластера — $500 млн, первой очереди калужского — $220 млн. На фермах московского региона будет одновременно содержаться более 20 тыс. коров, на площадках первой очереди калужского — 12 тыс.
В общей сложности TH Group намерена инвестировать в российские агропроекты $2 млрд, рассказывала ранее Тхай Хыонг. В числе интересных компании направлений ее представители и топ-менеджмент называли выпуск в России кисломолочной продукции и колбас.
DMK. Немного вложений в моцареллу
О желании прийти в Россию заявила немецкая компания DMK Deutsches Milchkontor с годовой выручкой более €5 млрд. Она производит сыры, молочную продукцию, компоненты детского питания и называет себя крупнейшей в Германии на этом рынке. В отличие от TH Group и CP Group, DMK не будет вкладывать в крупные сырьевые стартапы, а хочет производить сыры. В мае стало известно, что компания с одобрения ФАС становится контролирующим акционером «Бобровского сыродельного завода» под Воронежем, «Ричарт групп», «ЧизАрт» и связанных с ними юрлиц.
DMK, владеющая такими брендами как Milram, Ravensberger, Osterland, Oldenburger, до введения продэмбарго поставляла в нашу страну сыры через своих контрагентов и оказалась недовольна чувствительным для ее бизнеса сокращением спроса. «Ричарт групп» была одним из ведущих импортеров сыра в Россию с более чем 10-летним опытом на рынке, говорил газете «Ведомости» топ-менеджер крупного производителя молочной продукции. А DMK, добавляет он, планировала прийти в Россию еще до эмбарго.
DMK не комментирует сделку и не раскрывает свои дальнейшие планы. Компания получила небольшие, но работоспособные активы. По словам Дюрра из «ЭкоНивы», поставляющей на «Бобровский» сырье, завод выпускает качественные сыры, которые представлены в федеральных торговых сетях. Часть этих объемов — собственные торговые марки ритейлеров (private labels). Один из крупнейших партнеров предприятия — торговая сеть Metro, сказано на сайте Бобровского муниципального района Воронежской области.
На заводе работает 150 человек, он перерабатывает 70 т сырья в сутки и с 2008 года модернизируется. Только в организацию производства сухой молочной сыворотки вложено 189 млн руб., говорится в презентации «Бобровского» (есть у «Агроинвестора»). «ЧизАрт» — одно из связанных с заводом юридических лиц, в 2015 году компания получила кредит на 150 млн руб. от «МСП Банка» (часть группы Внешэкономбанка) и Транскапиталбанка на новое оборудование для фасовки сыра, производства маскарпоне и моцареллы, сказано на сайте «МСП Банка». Эти же банки финансировали проект «Бобровского» по молочной сыворотке менее чем под 10% годовых в рублях.
После введения в августе 2014 года продовольственного эмбарго европейские молочные компании, кроме швейцарских, потеряли право поставлять продукцию в нашу страну. Часть крупных игроков, не имевших в России собственных мощностей (за исключением Valio, владеющей небольшой площадкой «Ершово» в Московской области), не ушли с отечественного рынка. Они договорились о контрактном производстве под своими брендами на линиях российских предприятий. Valio выпускает плавленые сыры, сливочное масло, йогурты и другие молочные продукты на ленинградском заводе «Галактика», подмосковном «Эрманне» и еще на двух предприятиях. Lactalis Group делает на аутсорсинге мягкий сыр Galbani на «Ефремовском маслосыродельном комбинате» под Тулой. Скандинавская Arla Foods выбрала партнером группу «Молвест», с которой создала СП в Воронежской области. Как правило, подобная локализация подразумевает небольшие объемы, несравнимые с досанкционными импортными поставками компаний, которые реализуют такие проекты.
Белов из «Союзмолоко» связывает интерес иностранных игроков к российскому молочному сектору с недоинвестированностью отрасли, с хорошими возможностями для замещения импорта, занимающего 20% рынка, со взаимными санкциями и ослаблением рубля. Порог входа на отечественный рынок сейчас очень низкий. Кроме того, инвесторы будут вкладывать в растущий бизнес: потребление молочных продуктов за 10-12 лет должно увеличиться на 30%, уверяет эксперт. Вместе с тем на рынке много сильных федеральных и локальных брендов. Поэтому успех новых компаний во многом будет зависеть от того, какой портфель продукции они представят, как будут ее позиционировать и продвигать, заключает Белов.
Стороны проекта
CP Group является крупнейшим конгломератом Таиланда, инвестирующим в телекоммуникации, банковский сектор, розничную торговлю, ресторанный бизнес и др. Она объединяет более 200 компаний в 17 странах. С 2006 года корпорация вкладывает средства в российский продовольственный и аграрный сектор через компании своего субхолдинга Charoen Pokphand Foods и уже инвестировала $0,5 млрд. Кроме того, в 2015 году группа купила у голландской Agro Invest Brinky BV ленинградские птицефабрики «Северная» и «Войсковицы» за $680 млн. Всего в АПК России группа может вложить до $10 млрд, говорил ранее председатель совета ее директоров Данин Чераванонт (Dhanin Chearavanont).
РФПИ — дочерняя структура госкорпорации ВЭБ: инвестиционный фонд, созданный для привлечения иностранных инвестиций в лидирующие компании быстрорастущих секторов российской экономики. В июне прошлого года РФПИ объявил о первом агропроекте — создании совместного с CP Group инвестиционного фонда с капиталом $10 млрд. Основной задачей фонда должны стать совместные инвестиции в российские долгосрочные проекты по производству и дистрибуции молочной, мясной продукции (включая мясо птицы) и другого продовольствия. По словам Кирилла Дмитриева, фонд рассматривает возможность реализации аграрных проектов в Тульской и Московской областях, а партнером РФПИ в них может выступить как CP Group, так и «другой профильный инвестор».
Информации о компании Banner Dairy в интернет-поисковиках и других доступных открытых источниках «Агроинвестору» найти не удалось.