Журнал «Агроинвестор»
Недавно мы провели в Белгороде конференцию «“Агрохолдинги России” в Центральном Черноземье».
Это новый, выездной формат одноименной федеральной конференции, которую наша команда организует с 2004 года. Мероприятие удалось, а 7 июня будет новое — в Москве и с международным участием (подробнее — на стр. 53). Но я сейчас не об этом. Который раз уверяюсь, какие же мы все-таки, не сочтите за обиду… инфантильные интроверты. Даже в бизнес-среде выражено отсутствие навыков общения, распространена привычка «долго себе думать», вместо того чтобы четко и, если нужно, публично формулировать свои запросы и интересы.Белгород, 14 марта. Идет стартовая сессия, в зале под 200 человек — в основном владельцы компаний и топ-менеджмент. Выступают официальные лица из числа руководителей региона и федерального Минсельхоза. Лицо завершает доклад. Признательные аплодисменты. Вопросы? Девушка с радиомикрофоном наготове. Но зря — нет вопросов. Как модератор задаю свой, все слушают ответ. Еще вопросы? — …следующий доклад. Благодарные аплодисменты. Коллеги, вопрос? — Вызываются двое активистов, один из которых явно готовился заранее, так как зачитывает с листа, причем с рассуждениями, и даже цитирует Менделеева. Остальной зал молчит как каменный. После нового доклада слово берет третий участник, у него два хороших вопроса и острая реплика в адрес Минсельхоза. Двое первых опять просят слова, один из них получает и говорит минуты три. Далее еще спикер, уже от бизнеса. — Аплодисменты облегчения. Вопрос спикеру из президиума. И только на третьем часу зал местами оживает, участники поднимают руки, у девушки с микрофоном прибавляется работы. Ближе к концу сессии завязывается дискуссия, люди делятся проблемами, спрашивают, интересуются. Двое первых просят слова опять, а не получив его, от нетерпения комментируют с места. Но активных все равно не больше 10 человек — максимум пять процентов гостей конференции.Обед. В перерыве ко мне подходят несколько человек с недоуменными вопросами, которые слышу почти на каждой конференции. Вопросы на самом деле к спикерам, которые тут же, доступны, однако задают их почему-то мне. «Я думал, ХХ расскажет о том, как получить господдержку по новым правилам, но он об этом ни слова». «А когда, наконец, доведут до сельхозпроизводителей погектарные субсидии — после того, как соберем урожай? Вот что мы хотели услышать от ХХ». «И о чем только думают ваши докладчики? Какое привлечение инвесторов? Мы даже текущие кредиты не можем обслужить, а банки просят новых залогов. Как теперь развиваться, кто нам ответит на этот вопрос?»Если не задать этого вопроса тому, от которого зависит ответ, то, увы, никто. Но те, кто имеет такие вопросы (и, к слову, не всегда имеет визитки), вполне законно хотят стабильной экономики, динамичного бизнеса и вообще качества жизни. Но в таком случае мы обречены на полноценное общение. Агроконференции, которые проводим мы и другие компании, как раз и есть прежде всего коммуникативный сервис. Мне нравится, что все больше участников приходит не «послушать», а поработать, не «посидеть», а напитаться новой информацией, впечатлениями, связями, возобновить контакты. Деловое общение — не только на конференциях, но и в любых его формах — такой же незаменимый бизнес-инструмент, как кредиты, техника, агрохимия и доильные аппараты. В конечном счете, это ваша маржа.