Журнал «Агроинвестор»
Продукты питания — базовая потребность населения, которая растет в мире и даже в России, несмотря на ухудшение демографии.
Повышение цен на продовольствие ведет к инфляции сельхозактивов, сейчас сильно недооцененных. Агропотенциал нашей страны не реализован — у нас 9% мировых черноземов.
Знакомые доводы? Конечно. Будущее агроотрасли и правда выглядит если не безупречным, то вполне благополучным. Однако неизвестны подробности этого будущего. АПК не такая линейная отрасль, как, к примеру, ритейл или — да простят меня доноры бюджета — освоение природных ресурсов. Агропром развивается под влиянием огромного числа разновекторных тенденций.
Вот несколько, на мой взгляд, важных трендов. Кроме роста населения, это изменение моделей пищевого поведения везде, не исключая крупнейшего потребителя — КНР. В новую формулу питания «зашито» не просто потребление большего числа калорий на человека. Интересны источники роста энергоценности: животный белок, сахар и сложные растительные жиры. Климат — еще один тренд, правда, небесспорный. Россия может стать одной из немногих стран-бенефициаров глобального потепления. Этот фактор малоизучен. Но, во всяком случае со слов ученых, мы понимаем, что как минимум не проигрываем от global warming, чего нельзя сказать о странах-конкурентах. Другой фактор — нестабильность на фондовых рынках, один из источников мировой инфляции. В сочетании с ростом потребности в сельхозпродуктах она формирует привлекательные цены на продовольствие и повышенный спрос на активы в странах, где есть свободные и недорогие ресурсы для его производства.
Вместе с тем все это способствует волатильности цен. Посмотрите, что происходило в последние три сезона, например, с ценами на зерно. К сожалению, при нынешних тенденциях повышение цен на сельхозтовары еще не скоро сможет стать источником капитализации российского агробизнеса. С ростом цен, которые к тому же увеличиваются не всегда, ухудшается качество инфраструктуры (в первую очередь транспортной) и повышаются издержки на персонал, энергоносители
Сектор выраженно зависит от государства. По мере роста поддержки и нарастания оттока из страны капитала зависимость увеличивается. Это должно беспокоить инвесторов — во-первых, из-за низкого качества экономической политики, а во-вторых, из-за ситуации, в которой находится федеральный бюджет. Да, поддержка АПК повышается, но и бюджет становится все более дефицитным. Источников ненефтегазового роста доходов нет. Поэтому в ближайшие 3-5 лет государство будет ограничено в возможностях финансирования сельского хозяйства. Разрастание кризиса обострит эту тенденцию.
Кроме макроэкономических, есть отраслевые вызовы. Например, ВТО, куда мы вступили не совсем на тех условиях, которых ждало бизнес-сообщество. Или импортозамещение, за счет которого АПК растет и которое сравнительно скоро может стать источником ценового шока: в сочетании с ухудшением внешних условий (ВТО) начнут насыщаться внутренние рынки.
Как реагировать на вызовы? Ответ простой: улучшать эффективность. Факторы неконкурентоспособности нашего агробизнеса — резервы для его же развития. Снижение издержек через рост масштабов (m&a и все виды интеграции), повышение производительности труда, техники, корпоративное управление, технологическая модернизация и интенсификация — вот только некоторые из этих резервов.