Занимательные цифры

Журнал «Агроинвестор»

Журнал «Агроинвестор»

Как можно строить среднесрочные планы развития какого-либо сектора агроэкономики и тем более вкладывать в него десятки миллиардов бюджетных рублей при отсутствии обоснованных прогнозов?

Правильно, лучше не начинать. А как просчитывать поддержку, инвестиции, окупаемость и прочие макроотраслевые параметры, если у руководства отрасли разное представление об этих прогнозах? Последний пример — сделанное первым вице-премьером Виктором Зубковым заявление о готовности страны в этом году предложить мировому рынку до 250 тыс. т мяса птицы, а к 2015-му — 400 тыс. т. Параллельно министр сельского хозяйства Елена Скрынник рассказывает о возможности экспорта, во-первых, 170 тыс. т мяса птицы, а во-вторых, только к 2020 году.

Это не первый и, наверное, не последний случай, когда у двух чиновников цифры, что называется, «не бьются». Они, было, не сходились даже в присутствии премьера Владимира Путина. Помните, как в 2010 году он на «Золотой осени» пытался выяснить, сколько переходящих запасов зерна в стране с учетом госрезерва? «С начала года — 26,3 млн т», — доложила Скрынник. «Это надо еще смотреть», — усомнился Зубков и назвал другой объем — 21,4 млн т. Разница получилась почти в 5 млн т. «Владимир Владимирович, ну я извиняюсь, у нас всегда спор», — сказала министр и рассмеялась (все цитаты — «РИА Новости»).

На самом деле смешного здесь мало. Для бизнеса такой дуализм в цифрах малопонятен, а для инвесторов это повод сомневаться в обоснованности озвучиваемых высшими агрочиновниками цифр. Вот и теперь то же по птице, рынок которой близок к насыщению, и если мы хотим развивать отрасль, то пора думать об экспорте (см. статью на стр. 46).

Что интересно, обе цифры — как 250 тыс. т в 2012 году, так и 170 тыс. т в 2020-м — нельзя назвать нереальными. С 2020 годом понятно: за восемь лет птицепром достаточно разовьется, чтобы вывозить такие объемы, тем более на них явно будет спрос. По словам экспертов «АИ», четверть миллиона тонн в нынешнем году тоже предложить теоретически можно, если считать экспортом в том числе вывоз в страны СНГ и Таможенного союза. Россия производит более 3 млн т/год мяса птицы. 90% его экспорта, в 2011-м составившего 20 тыс. т, сейчас приходится на куриные лапки. По подсчетам UIPDP, вес лапок — на уровне 5% веса тушки. То есть 3 млн т — это приблизительно 150 тыс. т одних только лапок. Плюс другие субпродукты, полуфабрикаты и какой-то объем сортового мяса. В общем, 250 тыс. т не выглядят невероятными. Но «предложить», имея нужные объемы, и реально экспортировать — вещи разные: по цене и качеству наша птицепродукция не всегда конкурентоспособна и/или соответствует стандартам стран-импортеров, не говоря уже о наличии разнообразных торговых барьеров, отсутствии сертификатов и т. д.

Вот такая получается «занимательная аналитика». И все же хочется внятных, обоснованных и согласованных прогнозов. Они есть у правительств стран-конкурентов, значит, должны быть и у нас. Это как-никак качество отраслевого менеджмента. Я извиняюсь…

Загрузка...
Агроинвестор

«Агроинвестор»