Торговый дом «Риф» в ходе Петербургского международного экономического форума заключил соглашение о сотрудничестве с «Объединенной зерновой компанией» (ОЗК). Как говорится в сообщении ОЗК, стороны намерены проработать возможность строительства в морском порту Новороссийск специализированного зернового терминала производительностью до 12,5 млн т, а также зернохранилища емкостью до 300 тыс. т единовременного хранения.
«ТД «Риф» имеет намерение принять участие в финансировании реализации проекта по строительству специализированного морского зернового терминала. Ориентировочная сумма инвестиций ТД «Риф» в реализацию проекта составляет порядка 8 млрд руб.», — уточнил представитель ОЗК. Получить подтверждения этой информации от ТД «Риф» «Агроинвестору» не удалось. По информации ОЗК, стороны договорились рассмотреть возможность организации совместной деятельности, подготовки бизнес-плана и технико-экономического основания проекта и его совместного финансирования. Сейчас ОЗК, подконтрольной государству, принадлежит крупнейший из российских глубоководных терминалов по перевалке зерна — «Новороссийский комбинат хлебопродуктов» (НКХП). Ранее ОЗК заявляла о намерении расширить мощность перевалки НКХП с нынешних 6 млн т до 10 млн т. Совокупный объем инвестиций в проект в конце прошлого года оценивался примерно в 6,5 млрд руб., а срок окупаемости — в 6,5 лет.
Доли участия сторон в проекте, а также сроки его реализации сейчас не раскрываются, добавил «Агроинвестору» представитель ОЗК. Как рассказал «Ведомостям» владелец ТД «Риф» Петр Ходыкин, строительство нового терминала позволит решить проблему нехватки перевалочных мощностей в Новороссийске, а также даст самой компании возможность увеличить перевалку в Новороссийске, которая сейчас составляет около 2,5 млн т. ТД «Риф» является крупнейшим российским экспортером зерна. По данным Федерального центра оценки безопасности и качества зерна, в сезоне-2017/18 компания отгрузила за рубеж 4,5 млн т зерновых и продуктов их переработки, что составляет 11% всего экспорта в этой категории. Сейчас у компании есть собственный зерновой терминал в Азовском порту.
По прогнозу аналитического центра «Русагротранса», в ближайшие пять лет перевалочные мощности российских портов могут увеличиться почти на 30 млн т до 84 млн т. Помимо Новороссийска планы строительства новой и расширения уже действующей инфраструктуры также разрабатываются в портах Тамань, Усть-Луга, Азова, Приморска, Зарубино, поясняет руководитель центра Игорь Павенский. «В условиях дикого экспортного спроса все такие инфраструктурные организации, включая порты, работают с максимальной загрузкой», — сказал Павенский. Как ранее говорил первый замминистра сельского хозяйства Джамбулат Хатуов, развитие портовых перевалочных мощностей является одним из основных условий для наращивания экспорта зерна, который может достигнуть 70-80 млн т в год.
В прошлом году Россия экспортировала продукции АПК на сумму $20,7 млрд, около 36% этого объема пришлось на продажи зерна ($7,4 млрд). В 2024 году, согласно майскому указу президента Владимира Путина, агроэкспорт должен достичь $45 млрд. Как сообщил в конце прошлой недели глава Минсельхоза Дмитрий Патрушев, такая задача является решаемой, «но тем не менее придется серьезно поработать». Согласно подсчетам Института проблем естественных монополий, к 2024 году доля зерновых в общем объеме агроэкспорта может составить 25-30%, или $11,25-13,5 млрд.
По состоянию на 23 мая с начала маркетингового года экспортировано 47,9 млн т зерна, что на 15,1 млн т или на 46% больше, чем за аналогичный период прошлого сезона. В том числе объем экспорта пшеницы с 1 июля равнялся 37,1 млн т (+47%), ячменя — 5,4 млн т (в два раза больше), кукурузы — 5,1 млн т (+11%). Согласно прогнозу «Русагротранса», экспорт зерна в нынешнем сезоне составит 53,2 млн т (55,6 млн т с учетом бобовых и продуктов переработки зерна), оценка аналитического центра «СовЭкон» - на уровне 53,6 млн т. За счет высоких переходящих запасов активный экспорт, согласно оценке аналитиков, продолжится и в сезоне-2018/19: «СовЭкон» прогнозирует отгрузки в 49,5 млн т, «Русагротранс» - до 50 млн т.