«Мираторг», крупнейший в России производитель свинины и говядины, через три-четыре года увеличит стадо КРС мясной породы абердин-ангус до 1 млн животных с нынешних более 400 тыс. Это позволит полностью загрузить бойню мощностью 150 тыс. т мяса в год, рассказал президент агрохолдинга Виктор Линник перед стартом организованного компанией в Брянской области «Русского родео».
«Мираторг» начал проект производства высококачественной говядины в Брянской области в 2011 году, сейчас он стал межрегиональным: фермы и фидлоты (откормочные площадки) холдинга также работают в Калининградской, Смоленской, Тульской, Орловской, Калужской и Курской областях. По словам губернатора Брянской области Александра Богомаза, холдинг является крупнейшим инвестором в АПК региона. В прошлом году объем ВРП составил 273,5 млрд руб., в том числе почти 75 млрд руб. принесло сельское хозяйство, из которых 20 млрд руб. пришлось на долю «Мираторга». «За прошедшие два года доля сельского хозяйства в экономике области поднялась с 7% до 12,5% в том числе за счет «Мираторга», — подчеркнул он. — Компания меняет взгляд на сельское хозяйство — это уже не черная дыра, а успешный бизнес».
«К 2020 году около 65% госпрограммы по развитию мясного скотоводства в России будет выполнено за счет нашего проекта, — отметил Линник. — При этом в следующем году мы практически на 99% обеспечим замещение импорта в части генетики — компания уже готова продавать племенных телок, а в 2017 году откроет в Брянской области бычник, мы перестанем завозить семя из США и Австралии». Кроме того, агрохолдинг развивает технологию имплантации эмбрионов КРС с необходимыми генетическими качествами и использование сексированного семени. В отличие от молочного животноводства, где эти методы позволяют увеличить выход телок, в мясном основную ценность представляют бычки.
«Мы сделали ставку не просто за замещение импортной говядины, а на замещение импортных средств производства, — пояснил «Агроинвестору» вице-президент «Мираторга» Вадим Котенко. — В России такого нет ни в птицеводстве, ни в свиноводстве, эти сектора серьезно зависят от зарубежной генетики». У самой компании есть нуклеусы для выращивания свиноматок и хряков в Белгородской и Курской областях, и хотя «Мираторгу» удалось достичь определенной глубины производства, это не вершина генетической пирамиды, уточнил топ-менеджер. Холдинг входит в топ-10 российских производителей мяса птицы, но также как и лидеры рынка зависит от зарубежного племенного материала. Поскольку объемы производства относительно небольшие (около 105 тыс. т в год) и расширять этот сегмент не планируется, инвестировать в генетическую экспертизу нет смысла.
Кроме дальнейшего развития мясного скотоводства, свино- и птицеводства, компания рассматривает возможности дальнейшей диверсификации бизнеса. «Мы планируем выпускать розовую телятину в Курской области, соглашение с местной администрацией уже подписано», — делится Котенко. На первом этапе мощность производства составит около 35 тыс. телят в год, однако продукция появится на полках еще нескоро, так как пока проект в начальной стадии.
Такой выбор ниши для инвестирования Котенко объясняет тем, что в России есть определенная культура потребления этого вида мяса, и компания лучше понимает, как ее развивать в отличие, например, от индейки. «Мраморная говядина — тоже достаточно новый продукт для нашей страны, но здесь нам также понятно, что нужно делать для повышения культуры ее потребления: проводим дегустации, мастер-классы по приготовлению мяса
При этом, хотя внутренний рынок остается для компании приоритетным, она развивает и экспортное направление. Так, по словам Виктора Линника, на горизонте пяти лет холдинг планирует, что сможет поставлять около 25% всей производимой продукции за рубеж. «Мы уже вывозим говядину в Дубай, Бахрейн, прорабатываем продажи в Японию, Южную Корею, в ближайшее время должны получить разрешение на поставки во Вьетнам, также рассчитываем отправлять свинину и говядину в Китай, — делится он. — Конечно, в плане развития экспорта продовольствия пользы от ВТО мы пока не получили: нам обещали светлое будущее, свой рынок мы открыли, но нас никто никуда не пустил».
А вот вкладывать в покупку других игроков холдинг не намерен, поскольку его акционеры уверены, что проще и эффективнее создавать предприятия с нуля, чем переделывать действующие. «Конечно, приобретая землю, иногда мы получаем какие-то строения, скот, но о сделках M&A как таковых речи не идет», — добавляет Вадим Котенко. Всего в этом году инвестиции «Мираторга» в развитие всех направлений бизнеса составят 7-10 млрд руб., оценивает он.