«Мираторг» продолжает рассматривать возможности двукратного увеличения производства свинины. Проект стоимостью 115 млрд руб. на 4 млн свиней в год может быть реализован в Курской области. Сейчас идет его проработка и оценка, готовится проектная документация, ведутся переговоры с банками, рассказал «Агроинвестору» вице-президент по финансам холдинга Вадим Котенко. «Старт не даем, пока не будет более понятно, куда дальше станет двигаться стратегия государства по поддержке сельского хозяйства», — уточняет он.
В целом инвестиционный климат в отрасли сейчас неблагоприятный из-за роста общеэкономических рисков, волатильности курсов валют, а также снижения доступа к финансированию. Высокие ставки по кредитам мешают вкладывать в АПК, и если крупные агрохолдинги имеют возможность получить деньги под более низкий процент, то у средних и тем более мелких предприятий такой возможности нет, обращает внимание партнер компании EY Оксана Крупнова. Также остается актуальной проблема своевременности получения государственной поддержки. «Теоретически предусмотренные субсидии — хороший стимул для инвесторов, однако на практике задержки их выплаты достигают трех-шести месяцев и более, что увеличивает кредитную нагрузку сельхозпредприятий», — знает она.
У российских компаний есть серьезные трудности по части долгосрочного недорогого финансирования, соглашается руководитель практики по работе с компаниями сельскохозяйственного сектора КПМГ (KPMG) в России и СНГ Виталий Шеремет. «Внешние рынки капитала закрыты, российская банковская система не готова финансировать бизнес на приемлемых условиях без государственных субсидий, а прогнозируемый уровень инфляции по году делает любое финансирование в российских рублях неприемлемым с точки зрения бизнеса, — комментирует он. — При этом заявленные объемы господдержки с учетом сложной экономической ситуации находятся в зоне риска и могут быть пересмотрены, как это уже случилось с программой для молочной отрасли».
У «Мираторга» нет проблем с привлечением заемных средств, компания отмечает интерес банков к финансированию агропроектов, но в этом году снова возникли сложности с субсидированием — по оборотным кредитам деньги приходят с очень существенной задержкой, подтверждает Вадим Котенко. «Это достаточно большая проблема, и есть опасения, что в ближайшее время она усугубится. Думаю, неопределенность в плане выплат сдерживает не только нас, но и многих других инвесторов», — говорит он. Тем не менее, по мнению топ-менеджера, сейчас в стране сложились вполне рабочие условия для развития сельского хозяйства.
Котенко считает, что одним из факторов улучшения инвестиционного климата для АПК могли бы стать более активные действия по расширению экспортного потенциала. Здесь многое зависит от государства, поскольку зарубежные рынки до сих пор преимущественно закрыты для российской агропродукции с добавленной стоимостью. В этом году компания стала ощущать поддержку чиновников, в частности Минэкономразвития: ведомство делает определенные шаги для допуска продукции на мировые рынки. В частности, в конце ноября дочернее предприятие «Мираторга», «Брянский бройлер», было внесено в реестр аттестованных компаний на поставки мяса птицы в Евросоюз. Производственная мощность созданного с нуля вертикально-интегрированного комплекса — 105 тыс. т бройлера в год, инвестиции в проект составили 20 млрд руб.
Расширять птицеводческий бизнес холдинг не планирует, а вот с молоком пока окончательно не определился. Расширяя земельный банк в Курской области, «Мираторг» приобрел молочную ферму «Благодатенская» с 1 тыс. дойных коров плановой мощностью 14,5 тыс. т молока в год. Предполагалось, что пилотный проект продлится до конца 2015-го, затем компания решит, стоит ли дальше заниматься молочным животноводством. По словам Вадима Котенко, все будет зависеть от того, начнется ли реализация свиноводческого проекта. Если да, то все силы и средства будут сконцентрированы на нем.
В целом, производство молока приятно удивило руководство «Мираторга»: оказалось, что в этом секторе все не так плохо, если навести порядок. «Это вполне выживаемая тема. Но не думаю, что в ближайшее время мы будем увеличивать производство молока: с нашим подходом нужно заниматься и его переработкой, а она возможна только при больших масштабах бизнеса, — поясняет Котенко. — Для его расширения потребуются значительные инвестиции, объемы мы не оценивали, но понятно, что они достаточно существенные для того, чтобы делать их прямо сейчас». Тем не менее, благодаря вложениям в улучшение генетики стада и условий содержания скота к концу года компания рассчитывает увеличить валовое производство молока на 10% до 16 тыс. т.