В соответствии со стратегией развития газомоторного рынка в России к 2010 году на метан должно быть переведено 50% общественного транспорта и коммунальной техники, а к 2030 году — 30% грузового транспорта, 20% сельскохозяйственной техники и 10% личного транспорта. В связи с этим компании «Газпром» и «Роснефть» намерены активно развивать сеть метановых заправочных комплексов.
Еще одна причина — экономический кризис, затронувший все сферы бизнеса и ударивший по карману сельхозпроизводителей. В надежде найти новые варианты получения прибыли и сокращения расходов, аграрии все больше обращают внимание на альтернативные источники топлива: для обогрева предприятий используют биологические отходы, а технику начинают переводить на газ. Однако неразвитость сети газозаправочных станций является основным препятствием к распространению газомоторной техники.
Напомним, еще в 2013 году лидеры нефтегазовой отрасли объявили о намерении строить заправки и продвигать серийно выпускающуюся технику с газовым двигателем. К примеру, европейский производитель коммерческой и специальной техники Iveco, входящий в состав концерна Fiat Industrial, и компания «Газпром» подписали соглашение о сотрудничестве в сфере развития парка коммерческой техники на компримированном природном газе. В рамках сотрудничества Iveco и «Газпром» договорились о разработке и реализации совместных программ испытания газомоторной техники, подготовке нормативно-правовой и законодательной базы и проведении пиар-акций, направленных на популяризацию использования природного газа в качестве автомобильного топлива. Помимо этого было решено, что программа строительства АГНКС будет согласована с поставками техники в регионы России. Кроме того, по условиям соглашения компания Iveco должна передавать «Газпрому» газовую коммерческую технику на тестирование, а также предоставлять автомобили для экспозиции на региональных и международных выставках с участием партнеров.
В этом же направлении консолидируют свои усилия компании «НК «Роснефть» и «Русские машины». В рамках Петербургского международного экономического форума, проводившегося в том же 2013 году, между ними был подписан меморандум о взаимопонимании в области реализации проектов по переводу транспортных средств на компримированный природный газ и созданию инфраструктуры заправок для транспорта на газовом топливе в РФ. В том числе предполагается организация объединенных разработок и испытаний оборудования для автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) «Роснефти».
«Со своей стороны мы предлагаем решение, позволяющее мультиплицировать газонаполнительные станции на большинство автозаправок «Роснефть», куда подведена газовая труба, то есть обычный бытовой газ», — рассказал «Агротехнике и технологиям» исполнительный вице-президент компании «Русские машины» по развитию CNG Сергей Арзуманов.
Автомобильная газонаполнительная компрессорная станция «РМ-КПГ» - автоматический комплекс технологического оборудования, по словам Арзуманова, представляет собой 40-футовый контейнер, включающий компрессорное оборудование, систему осушки, орошения и сбора конденсата, а также сосуды высокого давления и систему учета газа. Такой блок можно установить на любой автозаправочной станции, подключить к газовой трубе, в том числе к той, где проходит бытовой газ, и раздавать через колонку. Основа технологии — безмасляный компрессор производительностью 1 тыс. м3 (в нормальных условиях) в час. Оборудование станции обеспечивает чистоту топлива, а также позволяет заправлять технику быстро и без очередей, к примеру, заправка одного автобуса на станции занимает несколько минут.
«В апреле 2015 года в Нижнем Новгороде на Горьковском автозаводе мы впервые ввели в эксплуатацию газозаправочный модуль собственного производства и начали обслуживание технологического парка ГАЗ, а также муниципальных газомоторных автобусов, — доволен Сергей Арзуманов. — Уверен, что сотрудничество с «Роснефтью» будет способствовать дальнейшему внедрению и локализации современных технологий в сфере газозаправочного оборудования и расширит географию АГНКС».
Не осталось в стороне и сельское хозяйство. В частности, «Газпром газомоторное топливо» совместно с Московским газоперерабатывающим заводом (МГПЗ) разработали новые модули аккумуляторов газа для мобильной заправки. Подобные модули хранения газа позволяют заправлять трактор непосредственно в условиях сельского поселения, что решает проблему заправок на территории хозяйства: такой 40-футовый контейнер можно установить в хозяйственных помещениях любого предприятия, куда подан газ.
Физически ПАГЗы представляют собой тот же сорокафутовый контейнер, состоящий из набора мобильных блоков хранения газа. В каждый блок вмещается около 20 баллонов по 145 л гидравлического объема, находящихся в кузове бортового полуприцепа. Объем хранения сжатого газомоторного топлива составляет 700 м³ в нормальных условиях. Вес заправленного мобильного блока — 3 500 кг. Для обеспечения эффективной и безопасной работы мобильной АГНКС ее комплектуют дожимной компрессорной станцией, разгрузочной колонкой и, по желанию, раздаточной колонкой с узлом учета. Стоимость такого передвижного газозаправочного комплекса составляет примерно от 500 тыс. до 1 млн руб. в зависимости от опций. Второй вариант — передвижной газовый заправщик на тягаче, в котором сосредоточен большой объем, как правило, сжиженного газа в большой емкости, которая затем будет являться раздаточным пунктом. Стоимость такого заправщика, начинается от 18 млн руб. Окупаемость зависит от наличия газомоторной техники в хозяйстве.
Примером использования мобильного заправщика можно назвать Ковровский автобусный парк, эксплуатирующий автобусы на метане. Стационарная метановая АГНКС удалена от предприятия на 70 км, и приобретение передвижного заправщика позволяет автохозяйству заправляться на территории парка, пополняя запасы раздаточной емкости 2 раза в неделю.
Стратегической задачей в программе развития газомоторного рынка до 2020 года «Газпром газомоторное топливо» предполагает строительство 500 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС), а «Роснефть» планирует к 2023 году ввести в эксплуатацию до 1 тыс. АГНКС. Специалисты полагают, что сжиженный метан будет активно применяться в сельхозтехнике уже через 3-4 года, что частично решит проблему заправки на местах (применение мобильных заправщиков) и облегчит конструкцию сельхозмашин «на газу».
Более подробно о перспективе развития газомоторного рынка и преимуществах использования сельхозтехники, работающей на метане, читайте в журнале «Агротехника и технологии» («Поддать газу!», №5, 2015).