«Иволга-Холдинг» должен кредиторам свыше 30 млрд рублей

Курские активы одного из крупнейших в мире агрохолдингов могут разделить «Русагро», «Мираторг» и «Продимекс»

У «Иволги» есть шансы сохранить оренбургский, челябинский и ульяновский проекты
У «Иволги» есть шансы сохранить оренбургский, челябинский и ульяновский проекты

«», крупнейший в стране производитель свинины, готов участвовать в торгах по имуществу казахстано-российского холдинга «Иволга» в рамках процедуры банкротства, сообщил «» представитель компании. «Мы подтверждаем, что заинтересованы в покупке земельных активов в Курской области. Компания рассматривает все варианты их приобретения, предусмотренные законодательством», — прокомментировал он. «» рассчитывает, что губернатор и администрация области предпримут необходимые усилия, чтобы поддержать работу эффективных инвесторов в регионе и не допустить ситуации, когда банкротство крупного предприятия приведет к остановке производственного процесса и масштабным потерям для АПК Курской области, добавил представитель компании.

В арбитражных судах разных регионов можно найти сотни исков к структурам «Иволги-Холдинга» (контролирует около 580 тыс. га земли в Курской, Оренбургской, Челябинской и Ульяновской областях) на сумму от нескольких тысяч до нескольких миллиардов рублей. Больше всего кредиторы хотят взыскать с «Сахар Золотухино» (входит в «Иволга-Центр»). В марте этого года Сбербанк подал иск в Арбитражный суд Курской области о признании компании банкротом, ее задолженность составила 828,3 млн руб., следует из документов суда. В апреле на предприятии было введено наблюдение, а вскоре заявления с требованиями по этому делу стали подавать и другие кредиторы. Реестр еще не подведен, учитывая пока не принятые к производству иски, в общей сложности с должника хотят взыскать почти 29 млрд руб. Поскольку многие иски суд еще не рассмотрел или не вынес решения о включении требований в реестр, собрание кредиторов было отложено, а процедура наблюдения продлена.

Самое крупное требование — 16,2 млрд руб. — у The Royal Bank of Scotland (RBS, Королевский Банк Шотландии). «Сахар Золотухино» является одним из гарантов Lavion Enterprises Ltd (структура «Иволги-Холдинга») по кредитам на $100 млн и $200 млн, полученным в ноябре 2007 года. Они должны были быть погашены до ноября 2010-го, однако заемщик не расплатился. В феврале 2015-го арбитражный суд Краснодарского края полностью удовлетворил иск RBS к компаниям «Иволги» об обращении взыскания на заложенное имущество почти на $296,7 млн. В мае арбитраж Челябинской области наложил арест на движимое и недвижимое имущество девяти компаний-гарантов холдинга в пределах $38,1 млн.

Еще примерно 1 млрд руб. кредиторы требуют с также входящего в «Иволга-Центр» «Золотухинского агрообъединения». По иску Сбербанка о банкротстве (задолженность 284,5 млн руб.) на предприятии тоже введено наблюдение. В июне наблюдение ввели и в «Оренбург-Иволга», с иском о признании компании банкротом обратился питерский «Маховик», долг перед которым составлял 1,2 млн руб., но вскоре он был погашен, и истец отказался от претензий. Правда, на тот момент с иском на 3,3 млн руб. в дело вступила НПС «Семена», затем уступившая права требования «Деловому Оренбургу». С 10 по 17 июля подал 34 ходатайства о включении своих требований в реестр кредиторов по этому делу на сумму почти 3,2 млрд руб.

На днях арбитражный суд Курской области принял к рассмотрению заявление компании РВС (95% акций владеет основатель «» Василий Розинов, 5% у челябинской «Нива-1», учредителем которой, согласно ЕГРЮЛ, также является сам бизнесмен; через РВС Розинову принадлежат российские компании холдинга) о намерении удовлетворить требования Сбербанка к «Сахар Золотухино». Ранее банк переуступил права требования по долгам предприятий «Иволги». Сумма и покупатель не уточняются, однако потерь по долгу нет. «Закрыт полностью весь просроченный кредит «Иволги». Сделка прошла без дисконта», — сообщила пресс-служба Сбера в ответ на запрос «Агроинвестора». По части исков о признании компаний «Иволги» банкротами Сбербанк подал ходатайства о замене заявителя на « Сахар». «» ранее подтвердила, что выкупила права требования к семи юрлицам холдинга. «Мы будем участвовать в процедуре банкротства и надеемся выкупить активы с конкурсного производства или получить свои деньги», — говорил ранее гендиректор компании Максим Басов.

Кроме «» и «» в приобретении курских активов заинтересован «», об этом «» рассказали два источника, знакомых с ситуацией вокруг «Иволги». То, что «» выкупила права требования у Сбербанка, подтверждает серьезность ее намерений, потому что другие компании пока не заключали договоры цессии с кредиторами, прокомментировал гендиректор «» Салис Каракотов. «Нам об этом известно, поскольку “” заявлена в реестр кредиторов», — пояснил он. Согласно документам суда, компания подала иск к «Сахару Золотухино» примерно на 2,2 млрд руб. и 4,4 млн евро. По словам Каракотова, эта сумма накопилась в период 2010—2015 годов.

Поскольку средств на финансовое оздоровление предприятий у «Иволги» нет, на стадии конкурсного производства ее активы будут распроданы, уверен юрист, знакомый с ходом процесса. «Никто из кредиторов не думает, как спасти компанию, и никто не будет ее жалеть. Акулы уже подплыли», — категоричен он. Даже если это не конец холдинга, решить проблемы, не расставшись с частью активов, у компании не получится, считает вице-президент инвесткомпании «» Иван Николаев. «Если банк, у которого есть вся информация о бизнесе, доступ к менеджменту и понимание, что происходит в компании, уступает кому-то права требования, значит, он осознает, что ситуация настолько плоха, что от долгов нужно избавляться, пусть даже с дисконтом», — поясняет эксперт. По его оценке, в целом при сегодняшних реалиях набор всех активов «Иволги» может стоить максимум $450-500 млн. Учитывая, что ситуация дошла до дефолта, бизнес будет продаваться с дисконтом.

Каракотов считает, что в сложившейся ситуации у «Иволги» есть шансы сохранить оренбургский и челябинский проекты, абсолютно дееспособна ульяновская компания. Также он не сомневается, что сохранится «» в Казахстане. «Часть курских активов, вероятнее всего, может отойти крупным участникам рынка, о которых упоминалось выше», — говорит он.

Подробнее о том, что происходит с «» читайте в августовском номере «Агроинвестора».

Загрузка...