В 2015 году компания ждет снижения спроса российских агрохозяйств на семена, средства защиты растений (СЗР) и переключения части спроса на более дешевые препараты, в том числе дженериковые. Об этом рассказал «Агроинвестору» директор Syngenta по России Себастьян Мартен (Sebastian Marten). Сельхозпроизводители готовы отказаться от использования части препаратов, даже понимая, что при этом снизится урожай.
Целью компании в 2015 году будет замедление сокращения российских продаж в валюте. В 2016-м, ожидает он, их рост возобновится. «В 2015 году продажи в рублях вырастут уже потому, что мы повышаем цены на 30-40%, как и все конкуренты, — указывает топ-менеджер. — Но в долларах и тоннах они упадут. Уровень прибыльности бизнеса тоже снизится». К началу апреля компания сделала 40% годовых продаж в сегментах семян и средств защиты (как в объемном, так и в денежном выражениях). Семена реализуются в основном в начале года, а бизнес СЗР цикличен: для него характерны два всплеска спроса — весной и осенью.
Прогнозировать дальнейшую динамику продаж Мартен не берется, ссылаясь на нестабилньость курса рубля. В последние два месяца он укрепился примерно на 10%, но ранее был девальвирован более чем на 50%.
На протяжении последних нескольких лет рост реализации был у компании двузначным — превышал 10% в год. Более чем на 10% выросла выручка компании и в прошлом году — как в долларах, так и в рублях, говорит Мартен. Точные цифры — в том числе на уровне стран и макрорегионов — компания не раскрывает, так же как и свою долю на рынках присутствия.
По оценке Syngenta, российские рынки семян и СЗР в 2014 году выросли примерно на 10% в стоимостном выражении. Сейчас в России продается средств защиты на $1 млрд в год, объем рынка высокотехнологичных семян агрокультур составляет $800 млн (обе цифры — по среднему курсу рубля за 2014 год, или 40 руб./$). Компания входит в топ-3 лидеров в обоих сегментах.
В 2014 году выручка глобальной Syngenta выросла на 6% до $15,1 млрд. EBITDA составила $2,9 млрд, рентабельность — 19,3%. Развивающиеся рынки, в том числе СНГ, пятый год подряд продемонстрировали двузначный рост несмотря на геополитическую нестабильность, отмечал исполнительный директор Syngenta Майк Мак. На развивающиеся рынки приходится более 50% продаж компании. Поэтому в результате негативного изменения курсов валют стран СНГ показатель EBITDA был ниже, чем в прошлом году, и вырос всего на 1%.