Светлана Барсукова: «Хотим, чтобы наша продукция была везде»

Журнал «Агроинвестор»

Журнал «Агроинвестор»

Глава совета директоров «Агросила Групп» рассказывает, будет ли компания покупать конкурентов, зачем ей племрепродуктор I порядка, об экспорте мяса в Иран и Саудовскую Аравию

Татарстанская « Групп», управляющая комплексом «» и имеющая малозаметную на рынке мяса птицы долю в 2%, намерена удвоить объемы до 220 тыс. т в год. Это претензия на место в федеральной пятерке.

— Компания собирается стать одним из крупнейших производителей мяса птицы. С какого уровня стартуете?
— По данным за 2014 год, «» занимает 2% российского рынка мяса бройлеров [девятое место — «АИ»]. На текущий момент мы реструктурировали производственную цепь, в том числе внедряя систему бережливого производства. Во многом благодаря этому увеличили выход мяса в убойном весе ориентировочно на 12%. Раньше у нас было 75 тыс. т, сейчас можем выпускать 89 тыс. т готовой продукции в год.

— Вы хотите достаточно быстро — за пять лет — увеличить производство в два раза, а долю рынка — сразу в четыре, чтобы контролировать 10% рынка вместо 2%. Из чего исходили при этих расчетах?
— На текущий момент рынок мяса птицы практически насыщен. При этом мы понимаем, что его развитие не может остановиться. Как вариант, будет происходить концентрация активов. Игроков останется меньше. Небольшие предприятия перестанут работать, поскольку не будут интересны ни для приобретения, ни для производственной деятельности. Зарабатывать основную маржу будут лидеры, имеющие достаточные объемы, конкурентную себестоимость, умеющие правильно и оперативно управлять ассортиментом. 10% — доля, достаточная для нашего развития в среднесрочной перспективе.

— Вы запускаете greenfield-проект: строится новое предприятие, параллельно интенсифицируются мощности «Челны-Бройлера». Не рассматриваете ли другую стратегию — «строительство плюс покупка»? Компании из топ-5, в число которых вы хотите войти, растут именно так. Исключения — «» и «».
— Мы, конечно, рассматриваем и такие варианты. Подробности озвучивать не готова, и какой-то конкретный актив, регион или округ я вам сейчас не назову. Эти планы в проработке, по ним много вопросов. Нам, например, важно, чтобы предприятие включало в себя производство комбикормов или их было удобно доставлять туда с нашего завода в Татарстане. К тому же планирование по такой стратегии — за горизонтом пяти лет, в пределах которых мы готовы отвечать за цифры и публично комментировать их.

— В новые регионы необязательно выходить через покупку производственных активов. Есть торговая экспансия — через продукт, дистрибуцию, место на полке. Но рано или поздно вы все равно выйдете на покупку кого-то из производителей.
— Согласна, но это не означает, что мы готовы думать о приобретениях именно теперь. По поставкам нам интересны Пермский край, Башкирия и все территории в пределах 700 км от места производства. Рынки, на которые компания планирует выходить, находятся как раз в этом радиусе. Само собой, хотим, чтобы наша продукция была представлена везде.

— А если смотреть дальше — уральские регионы, Дальний Восток?
— Есть планы поставки продукции на Дальний Восток. Но это уже должен быть другой бренд и продукт с длительным сроком хранения. Причем необязательно замороженный. Это могут быть полуфабрикаты, колбасы, снэки. Тушку, конечно, на такие дальние расстояния лучше поставлять замороженной. Сейчас разрабатываем варианты логистики и работаем над упаковкой: продукт «» позиционируется как натуральный, и нам важно сохранять свежесть достаточно долго, почти не применяя консервантов.

Сейчас мы формируем портфель брендов федеральной и региональной линеек.

— Вы собираетесь строить племрепродуктор первого порядка. Это высокие капзатраты и сложный в управлении актив — если не сказать «непрофильный» — для производителя товарного мяса. В чем ваша мотивация здесь?
— Сейчас мы покупаем суточных цыплят и яйцо для родительского стада за рубежом. В перспективе не хотелось бы зависеть от реализации этого продукта европейскими производителями и регулятивных рисков — таких, как временные запреты, вводимые Россельхознадзором. Не хочется зависеть и от курсов доллара, евро. Они, похоже, будут выраженно волатильными. А волатильность крайне трудно правильно учесть в бизнес-планировании. И потом, такой проект важен для России в целом: ведь сейчас на ее территории почти нет полноценных и современных племрепродукторов первого порядка. Поэтому мощности проектируем так, чтобы цыплят родительских форм выращивать не только для себя, но и продавать третьим лицам.

— Кто будет поставщиком генетики?
— Этот вопрос в проработке. Но мы хотели бы постепенно приобрести полную независимость от зарубежных поставщиков. Для этого планируем создать на территории своего кластера научную лабораторию. Это, конечно, дальняя перспектива, но двигаться в эту сторону нужно.

— Другими словами, вы хотели бы создать собственный кросс. Но ни одна компания в мире не даст так называемую чистую кровь для сторонних проектов.
— Мы это очень хорошо понимаем, и именно поэтому будем инвестировать в научные разработки. Большего пока не могу сказать. Относительная определенность, что и как делаем, будет не раньше 2022 года.

— В чем уникальность бройлерного кластера «Агросилы»? Я вижу, что вы планируете крупное производство и хотите быть в числе основных игроков. Просто еще один большой производитель.
— Во-первых, наш проект предполагает создание племрепродуктора первого порядка со своим родительским стадом. Во-вторых, у нас применяется технология напольного выращивания птицы. Напольная технология позволяет иметь тушку более высокой категории. На высшую, «А», у нас сейчас приходится почти 85%. Птица крупная — 2-2,5 кг в живом весе, на тушке нет синих прожилок, переломов, наминов, прочих механических повреждений.

— Какие будут приоритеты по переработке мяса?
— Сделаем ставку на глубокую переработку выращиваемой птицы, так как это дает больший результат для компании. И потом, такая продукция востребована на рынке, тогда как тушкой он уже насыщен. Соотношение разных видов продукции — частей, полуфабрикатов и готовых мясных изделий, охлажденной и замороженной птицы — будет зависеть от того, куда мы с ней выходим. В радиусе 700 км можем говорить о поставках охлажденной птицы, а для более дальних расстояний рассмотрим другие варианты.

Сейчас мы перерабатываем примерно 50% того, что производим. Остальное продаем как тушку либо разделку. В разное время соотношения разные — мы работаем не от производства, а от рынка. Задания для производства на каждый следующий месяц формирует коммерческий департамент. Сейчас, например, хороший спрос на продукты быстрого приготовления (наггетсы, байтсы), а летом — еще и на шашлыки.

— В 2014 году потребление мяса в России упало до 73,8 кг на человека после пика 2013-го (75 кг). Вы чувствуете снижение покупательского спроса?
— Снижения спроса наши маркетологи не наблюдают. Тенденции рынка мы, конечно, учитываем, тем более что ставим себе задачу дойти до полки — то есть до конечного покупателя: инвестируем в мерчендайзинг для торговых сетей и развиваем собственную розницу. Если доходы населения снизятся настолько, что оно, скажем, сможет покупать только тушку, то мы тоже будем перестраиваться.

— Еще один источник маржи — позиционирование продукта. Расскажите о брендировании.
— Мы намерены сохранить существующий портфель брендов, но при этом разрабатываем новый. К концу года завершим эту работу и представим новую генеральную торговую марку. Она объединит нынешние бренды компании — «Дары деревни», «Чикен Хан», «Деликур» и другие. Каждый из них будет находиться в своем сегменте и поможет нам быть более заметными на федеральном рынке.

— В своей стратегии вы не можете не планировать экспорт.
— Конечно. Мы рассуждаем так. На мясном рынке активно растут производства свинины и птицы. Сегмент говядины, требующей 14-месячного откорма и значительных вложений, скорее всего, будет сжиматься. Цена высокая, потребителей немного. Производство и потребление свинины в ближайшем будущем продолжит расти, но крупные свиноводы ориентированы на экспорт. Часть получаемых ими объемов будет уходить в страны ближнего зарубежья, возможно, в Китай и на другие азиатские рынки. Наиболее доступным массовым продуктом остается птица, и в ее пользу будет меняться соотношение разных видов мяса во внутреннем потреблении. Самая быстрая оборачиваемость инвестиций тоже была и остается в птицеводстве. Поэтому по крайней мере в ближайшие лет 10-15 нам хватит работы на внутреннем рынке. Но в качестве канала продаж, конечно, будем рассматривать экспорт, договариваясь с такими странами, как Иран, Саудовская Аравия, Казахстан и Азербайджан. Неплохие перспективы у нишевой продукции халяль, которую уже делает «». Начать внешние поставки — в пределах 5% от объемов производства — компания сможет в течение полутора лет.

— Кроме птицеводства, « Групп» занимается сельским хозяйством, производством сахара и молока. Направления разные. Какая синергия может быть между ними?
— Компания выращивает зерновые и технические агрокультуры, которые являются сырьем для производства комбикормов, сахара и т. д. В Заинском районе Татарстана, где расположен наш сахарный завод, строится технополис «Заман». На его территории будут размещены маслоэкстракционные мощности (МЭЗ) на 50 тыс. т продукта в год и молочный завод, что позволит нам получать добавленную стоимость от переработки сырья. Благодаря МЭЗу мы сможем как производить масло, так и получать жмых и шрот для производства комбикормов, которые используем для откорма бройлеров и КРС. Планируем строительство завода по убою КРС на 8 тысяч голов в год. Красное мясо будет поставляться на продажу и использоваться в рецептурах продуктов, производимых на «». В том же технополисе расположится элеватор емкостью 150 тыс. т, первую очередь которого — на 75 тыс. т — введем в следующем году.

Между птицеводством и сахарным бизнесом прямой синергии, конечно, нет. Но при производстве сахара образуется дефекат — продукт переработки свеклы. Он содержит действующие вещества, применяемые при обработке почвы: фосфор и азот. Внося дефекат на поля, мы сокращаем потребление минудобрений и средств защиты растений.

— Какое сырье будет перерабатывать МЭЗ?
— Кроме подсолнечника — сою, рапс, рыжик и люпин. Соевое, рапсовое, подсолнечное масла и шроты будем использовать при откорме бройлеров. Первая очередь предприятия должна быть введена в конце следующего лета, и в течение 6-7 месяцев завод выйдет на проектную мощность. Инвестиции в МЭЗ составят порядка 1,5 млрд руб. Источники — собственные средства и кредиты, примерное соотношение — 60% и 40%. Сейчас выкупаем земельные участки, выбираем оборудование, готовим проектную документацию для госэкспертизы. Завод нужен для выстраивания внутрихолдинговой технологической цепочки и будет полностью ориентирован на нужды компании. Впоследствии мы хотели бы рассмотреть возможность увеличения мощностей для продаж масла на рынке. Но пока исходим из того, что наше птицеводство будет удваиваться и полностью потребит выпускаемые объемы. Под новый кластер мы и планировали нынешние мощности.

— Какие банки будут финансировать проект создания кластера, включая технопарк?
— Мы рассматриваем несколько банков — ВТБ, Сбербанк и, возможно, . То есть это крупные банки, которые могут профинансировать такой проект на интересных для нас как заемщика условиях. Переговоры с кредиторами сейчас на начальной стадии.

— Это будет проектное финансирование?
— Возможно.

— Когда планируете начать строительство нового птицекомплекса?
— Осенью. Первую птицу на убой получим не раньше 2019 года.

— Общий объем инвестиций в птицеводческий кластер — 14 млрд руб. Из каких источников будете привлекать деньги?
— 1,7 млрд руб. придется на поддержку из республиканского и федерального бюджетов. Это деньги на инфраструктуру. Еще 9,7 млрд руб. нам потребуется от банков. Оставшиеся 3 млрд руб. — собственные средства компании и участников проекта строительства кластера, в который войдут «», технополис «Чулман» и племрепродуктор первого порядка. Деньги участников будут довноситься в проект, а сейчас мы начинаем финансирование из своих денег. Часть из этих 3 млрд руб. придется на реинвестированную прибыль будущего предприятия.

— Об акционере. « Групп» связывают с экс-министром энергетики Татарстана Ильшатом Фардиевым. Это правда?
— Нет, у вас неверная информация. Зайнуллин Ильдар Равилович — основной и единственный акционер нашей компании [в этом контексте имеется в виду не вся группа компаний, а ЗАО « Групп» — см. одноименную справку. У других бизнесов холдинга другие владельцы, имен которых в компании не раскрывают — «АИ»].

Контекст

В июле топ-менеджмент «Агросила Групп» (основной актив — «Челны-Бройлер») собрал пресс-конференцию и рассказал о намерении создать птицеводческий кластер и более чем вдвое нарастить производство. Был озвучен объем в 220 тыс. т мяса и 128 млн инкубационных яиц, который компания намерена получать через три года, модернизировав «Челны-Бройлер» и построив в технополисе «Чулман» новый комплекс с переработкой, МЭЗом, элеватором, заводом комбикормов и другой инфраструктурой. Расчетный финансовый оборот нового предприятия должен составить 8 млрд руб. в год. Окупить инвестиции «Агросила» планирует за восемь лет.

СМИ со ссылкой на Светлану Барсукову писали, что с 220 тыс. т холдинг войдет в топ-3 российских птицеводов. В интервью «Агроинвестору» она говорит о месте группы
в топ-5 с 10% рынка. Это более реалистичный подход: первые пять компаний уже сегодня производят большие, чем 220 тыс. т, либо сравнимые объемы (см. таблицу «Высшая лига»). Пока (и если) «Агросила» выйдет на них, конкуренты продолжат развиваться, наращивая мощности и заключая сделки M&A.

«Агросила Групп»

Один из крупнейших аграрных операторов Татарстана наряду с холдингами
«Ак Барс», «Золотой колос» и «Красный Восток Агро».

Управляющая компания группы создана в 2005 году в Татарстане на основе 21 хозяйства районов Закамья, объединенных в агрофирмы под управлением единого холдинга. В первые годы работы на рынке упоминалась как «дочка» ОАО «Татэнерго» и компания под его контролем. Тогда она включала активы в птицеводстве («Челны-Бройлер» — объединил фабрики «Тукаевская» и «Нижнекамская»), свиноводстве («Камский бекон» с плановой мощностью 30 тыс. т/год; сейчас не входит в группу), «Набережночелнинский элеватор», одноименный КХП и 5 агрофирм в Сармановском, Тукаевском и Заинском районах республики.

Сейчас предприятия под управлением группы специализируются на сельском хозяйстве, производстве сахара и продуктов из мяса птицы. ЗАО «Агросила Групп», контролирующая 285 тыс. га сельхозземель, объединяет 11 агрофирм растениеводческого и мясо-молочного направлений, производит муку и комбикорма. ОАО «Заинский сахар» обладает мощностью 7,2 тыс. т сахарной свеклы в сутки и занимает 49% рынка сахара Татарстана. Сырье предприятию поставляет ЗАО «Агросила Групп». ООО «Челны-Бройлер» производит примерно 90 тыс. т продукции в год. Это основной актив управляющей компании, на который в 2014 году приходилось более 50% общей выручки и 85% чистой прибыли ее предприятий (см. таблицу финпоказателей).

Участники рынка считают фактическим контролирующим владельцем бизнесов под управлением «Агросилы» влия-тельного татарстанского политика и бизнесмена Ильшата Фардиева — племянника экс-президента Татарстана Минтимера Шаймиева и бывшего гендиректора «Татэнерго». Сейчас Фардиев работает гендиректором ОАО «Сетевая компания», выделенного из «Татэнерго» в ходе реформы электроэнергетики. Ранее занимал должности министра энергетики и зампреда правительства региона.

Светлана Барсукова

Председатель совета директоров управляющей компании «Агросила Групп»
Родилась в 1975 году в Казани. В 1997 году окончила Казанский государственный университет по специальности «юриспруденция». Кандидат юридических наук (2002). До перехода в холдинг «Агросила» работала генди-ректором ЗАО «МЭКТ». Ранее была начальником отдела собственности ОАО «Татэнерго» (сейчас — ОАО «Генерирующая компания»), работала главным специалистом Комитета Республики Татарстан по банкротству.

Загрузка...
Агроинвестор

«Агроинвестор»