Журнал «Агротехника и технологии»
О производстве сельхозтехники в России говорит Ян-Хендрик Мор, член правления группы компаний CLAAS, руководитель направления по сбыту и сервису
Изменения политико-экономической ситуации в России, сопровождающиеся нестабильностью курса валют, спровоцировали кризисные ситуации для многих иностранных инвесторов, открывших в нашей стране производственные площадки. В связи с этим некоторые известные компании объявили о намерениях покинуть Россию или заморозить производство. Одним из самых ярких примеров стал концерн General Motors. В связи с этим журнал «Агротехника и Технологии» решил расспросить иностранных инвесторов, создавших в России производственные площадки в сфере сельхозмашиностроения, об их планах и перспективах развития. Посеяны ли такими деструктивными примерами сомнения в их дальнейшей деятельности? С какими трудностями сталкиваются они сейчас? И какими были их первые впечатления, надежды и объективные трудности в период принятия решения о создании заводов в нашей стране.
Решение работать в России было принято 25 лет назад, сразу же после падения железного занавеса. Дело в том, что КЛААС — международное предприятие, поэтому мы начинаем производство техники там, где объем пашни составляет не менее 120 млн га, то есть в странах с большим потенциалом. В этой связи производственный завод, построенный в Краснодаре 10 лет назад, не только стал основой сотрудничества с российскими аграриями, но и гарантией развития нашей компании в целом. По этой же причине в октябре 2015 года стартует вторая очередь завода — будет реализован полный технологический цикл по производству комбайнов.
Решение о постройке завода, признаюсь, было для нас очень дискуссионным и острым. Возможно, это самое сложное решение, которое когда-либо принималось в истории компании КЛААС. Мы опасались скачков цен, экономической нестабильности, непривычных для нас особенностей российской экономики. Но страх — плохой советчик. Поэтому перспектива окунуться в неизведанное нас, все же, не отпугнула. Наша компания, история которой насчитывает 102 года существования, пережила не одну мировую войну и массу финансовых кризисов. И если бы мы каждый раз при принятии решения ориентировались на оценки рейтинговых агентств, то вряд ли бы выжили.
Действительно трудным моментом для компании, ведущей бизнес в России, является поиск квалифицированного персонала. Безусловно, такое крупное промышленное предприятие, как КЛААС, требовало квалифицированного персонала в большом объеме (250 человек). Сотрудников пришлось набирать во всей стране: помимо местных жителей у нас работают инженерно-технические специалисты и рабочие из Санкт-Петербурга, Воронежа, Череповца, Саранска, Рязани и многих других городов. И это несмотря на то, что потребность в высококвалифицированном рабочем персонале — монтажниках, сварщиках и др. — в России ничуть не ниже, чем в инженерно-техническом составе.
Столкнувшись с этой трудностью, мы стали готовить специалистов сами: КЛААС не только обучает действующий персонал, но и реализует программы обучения молодых специалистов совместно с сельхозвузами (КубГАУ, МГАУ им. Горячкина) и техническими колледжами (Армавирский Индустриально-строительный техникум, Тихорецкий Индустриальный техникум). Самых успешных учеников отправляем для дальнейшей стажировки в Германию, а затем трудоустраиваем на наш краснодарский завод.
Вторая сложность, с которой сталкивается любое строящееся в России предприятие, — это отсутствие инфраструктуры, особенно в сельской местности. Нам относительно повезло: городская и краевая краснодарская администрации оказали нам значительную поддержку при решении этой проблемы. И сегодня за исключением мелочей вопросы инфраструктуры успешно решены.
Также немаловажной задачей для нас был и остается поиск сырья для нашего производства. К сожалению, по причине отсутствия сырья нужного качества мы не можем производить в России все комплектующие. Помимо этого, трудно добиться от наших российских поставщиков-партнеров изготовления комплектующих, отвечающих требованиям качества нашего производства, но мы работаем над этой проблемой и уже добились определенных успехов.
Я уверен, что для того, чтобы добиться успеха и преодолеть сложности, связанные с ведением бизнеса в России, важно работать именно с российским персоналом и российскими партнерами, которые знают все нюансы рынка. Именно по этой причине генеральным подрядчиком нашего нового предприятия (второй очереди завода КЛААС) была выбрана российская строительная компания НПФ «Металлимпресс» из Нижнего Новгорода.
Конечно, есть сложности, преодолеть которые невозможно: нестабильность экономики и несоответствие ситуации нашим ожиданиям, которые были в начале проекта. Например, объем рынка комбайнов в России не достигает уровня 5 тыс. единиц в год, а мы, придя в Россию, ожидали увидеть вдвое большие объемы. Иными словами, наши ожидания не оправдались как минимум на 50%. Но мы смотрим в будущее с оптимизмом.
Компания КЛААС хотела бы видеть себя в равноправном положении по отношению к нашим конкурентам. Инвестируя в Россию и запуская мощности полного производственного цикла, мы готовы вывести локализацию на уровень более 50%. В этом случае мы становимся российским предприятием, производящим российскую технику, и имеем право называться отечественным производителем. Соответственно, мы должны иметь возможность претендовать на доступ к программам государственного субсидирования покупателя и хотим, чтобы на нашу продукцию также распространялись условия субсидированного кредитования, в том числе программы «Росагролизинга».
Что же касается остальных законодательных моментов, то лучше ничего не менять, поскольку нам в России нужна стабильность. Тем более что в области экономики, машиностроения и сертификации новые законопроекты, поправки и распоряжения выходят в последнее время слишком часто: мы не успеваем адаптироваться.
Кроме того, прежде чем создавать новые законы, нужно вывести из употребления устаревшие, разработанные еще в середине ХХ века: они зачастую входят в противоречие с современными нормами, но, тем не менее, должны соблюдаться. Например, это законы в области транспортной безопасности (ежедневная проверка ходовой части транспортных средств) и другие. Но наиболее наболевшими для нас являются вопросы сертификационной политики, где также необходимо соблюдать устаревшие, несоответствующие действительности и современному прогрессу нормативы.
В настоящий момент локализация производства КЛААС в России составляет 25-30%, но поскольку сейчас мы завершаем строительство предприятия полного производственного цикла в Краснодаре, глубина локализации увеличится и составит более 50%.
На комбайне можно двигаться только вперед, а значит, и мы не будем давать задний ход.
Совокупный объем инвестиций в проект новой линии завода, которую мы открываем в октябре, составил около 120 млн евро (по нынешнему курсу около 7 млрд руб.). В сфере сельхозмашиностроения нет ни одного зарубежного предприятия, которое бы инвестировало в российское производство в таком объеме. Реализация проекта позволит создать дополнительно около 500 рабочих мест и увеличить производственную мощность предприятия вдвое — до 2 тыс. комбайнов в год. Впрочем, сколько машин мы произведем в следующем году, зависит от рынка.
И хотя прогнозы продаж сейчас неутешительны: по нашим ожиданиям, рынок просядет еще на 10%, КЛААС надеется сохранить в России свои рекордные показатели предыдущих лет. Это важно, поскольку российский рынок является для нас самым важным в Восточной Европе. Увеличение производства машин в Краснодаре позволит не только удовлетворять потребности внутреннего российского рынка, но и экспортировать технику в рамках таможенного союза в страны СНГ, например, в Казахстан.