По итогам этого года среднее потребление молочной продукции в России останется практически на уровне 2017-го, прогнозирует Национальный союз производителей молока («Союзмолоко»). По данным Росстата, в прошлом году среднедушевое потребление было на уровне 231 кг — на 5 кг меньше, чем в 2016-м. При этом союз оценивает потребление еще ниже — в 185 кг на человека в год, тогда как рекомендованный Минздравом объем — 325 кг. В этом году потребление точно не будет падать, возможно, произойдет небольшой рост, рассказал «Агроинвестору» исполнительный директор «Союзмолоко» Артем Белов.
По его словам, потенциал увеличения спроса на молочную продукцию достаточно большой. «Для сравнения, в советское время потребление превышало 300 кг на душу населения в год, а норма, рекомендованная Всемирной организацией здравоохранения, составляет 330 кг на человека», — приводит данные эксперт. Один из главных факторов, влияющих на спрос — доходы населения: когда они растут, увеличивается и потребление молочной продукции.
При снижении доходов потребители чаще выбирают более дешевые товары, в том числе с заменителями молочного жира. В последние годы этот сегмент значительно вырос. «Если в 2014-м в категории «Сыр/сырные продукты» доля последних составляла около 13-15%, то к 2018-му она увеличилась до 27-28%», — оценивает Белов, отмечая, что такая тенденция была связана именно с падением доходов населения. «При этом если в прошлом году все еще росло потребление продукции с заменителями молочного жира, то в этом оно уже не увеличивается, тогда как в сегменте сыров произошел хоть и небольшой, но все же прирост покупательского спроса», — рассказывает он. Это объясняется тем, что в первом-втором кварталах доходы населения повышались. По данным Росстата, в первом полугодии реальные располагаемые доходы выросли на 2,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. А вот по итогам января-сентября они прибавили лишь 1,7%, причем в августе и сентябре статведомство зафиксировало снижение показателя.
Также сокращение спроса на молочную продукцию связано с негативным информационным фоном об объемах некачественной продукции и фальсификата. «Союзмолоко» оценивает долю последнего в 8%, что на 3% меньше, чем было в 2014-м. «С фальсификатом бороться очень тяжело, так как проверяющие органы не могут проводить внеплановые проверки, и недобросовестные участники рынка успевают подготовиться», — говорит председатель совета директоров холдинга «Русское поле» (Нижегородская область) Вячеслав Романов. При этом компании, выпускающие фальсифицированную продукцию, участвуют в тендерах на поставки молока в госучреждения, в том числе школы и детские сады, предлагают низкую цену и в итоге получают крупные заказы. Тогда как предприятия, которые производят действительно качественную молочную продукцию, остаются за бортом, рассказывает он. Романов уверен, что чем меньше фальсификата будет на рынке, тем выше — спрос на натуральное молоко, поэтому борьба с недобросовестными компаниями должна вестись более активно. Например, в Нижегородской области одно из предприятий-фальсификаторов обязали приостановить производство на 60 дней, знает он, однако считает, что принимаемых мер все же недостаточно.
Поскольку продукция с заменителями молочного жира дешевле, чем произведенная из натурального молока, добросовестным игрокам сложно конкурировать с ней по цене, когда она выдается за молочную. По мнению Романова, падение цен на молоко в этом году произошло именно из-за наличия на рынке больших объемов фальсификата. Низкие закупочные цены не мотивируют увеличивать производство, а значит, не растет и объем предложения молочной продукции.
О том, что цены на молоко в России не способствуют притоку инвестиций в отрасль, ранее говорил и президент компании «ЭкоНива» (крупнейший в стране производитель молока) Штефан Дюрр. «Мы развиваемся из-за большой господдержки. Если завтра господдержки не станет, то рост [молочной отрасли] очень быстро прекратится», — признавал он (цитата по RNS). При этом главной причиной низких цен Дюрр тоже считает использование некоторыми игроками заменителей молочного жира. «Мы не можем конкурировать с пальмовым маслом и заменителем молочного жира. Если бы здесь наводился больший порядок, то восстановилась бы цена и отрасль стала бы более привлекательной», — уверен он.