Правительство намерено с 1 января 2019 года повысить базовую ставку НДС с действующих 18% до 20%. Об этом 14 июня заявил премьер-министр Дмитрий Медведев, выступая на заседании кабинета министров. По оценке Минфина, этот шаг позволит дополнительно привлечь в федеральный бюджет более чем 600 млрд руб. в год, которые станут одним из основных источников для финансирования национальных целей, обозначенных в майских указах президента.
При этом, отметил Медведев, «чтобы эта нагрузка не падала на людей, все льготы по налогу на добавленную стоимость на основные социально значимые товары, на основные услуги будут сохранены». Так, по словам премьер-министра, предполагается сохранить пониженные ставки в отношении продовольственных товаров. Кроме того, рассказал первый вице-премьер — глава Минфина Антон Силуанов, одновременно готовится набор решений по компенсации эффекта от повышения НДС. «В частности, предлагается обеспечить ускорение возмещения НДС экспортерам путем снижения пороговых значений сумм уплаченных предприятием за три года налогов, что дает право на ускорение возмещения НДС, с 7 до 2 млрд руб.», — сообщил Силуанов. Также планируется снизить нагрузку на плательщиков НДС за счет сокращения сроков проведения камеральных проверок при возмещении НДС и отменить налог на движимое имущество. По словам Силуанова, правительство надеется на принятие парламентом решений по налогам уже в весеннюю сессию.
Несмотря на то, что по заявлению премьера, пониженные ставки в отношении продовольствия будут сохранены, избежать увеличения налоговой нагрузки на бизнес не удастся, уверен аналитик «Финам» Алексей Коренев. «Даже учитывая, что значительная часть продукции сельхозпроизводителей так или иначе может быть отнесена к категории социально значимых товаров, избежать роста цен на нее, как мы полагаем, не удастся. Дело в том, что в себестоимости любой продукции заложены затраты на все, что связано с производственным циклом — от канцелярской скрепки и до приобретения оборудования или амортизации основных средств производства», — прокомментировал Коренев «Агроинвестору». Он напомнил, что для реализации майских указов правительству необходимо в ближайшие шесть лет изыскать дополнительно 8 трлн руб., а ряд экспертов озвучивают сумма в 2,5-3 раза больше. «Эти средства у кого-то должны быть изъяты, будь то конечный покупатель в розничной торговой сети, или работник самого агрохолдинга, или сотрудник фермы, в зарплате которого увеличение ставки НДС тоже проявится. А увеличение себестоимости продукции негативно скажется и на конкурентоспособности отечественных производителей», — спрогнозировал Коренев.
Вместе с повышением НДС с 18% до 20% рассматривался вариант отмены льготной ставки НДС в 10%, которая распространяется на сельскохозяйственную продукцию и которую Минфин предлагал заменить пособием. По информации газеты «Ведомости», на обсуждение идеи отмены льготной ставки чиновники потратили больше полутора лет, однако в итоге решено пока ее сохранить. Как сообщили изданию два федеральных чиновника, ставка НДС в 10% может быть отменена позднее, после принятия программы перехода на адресную социальную поддержку. В 2017-м льготная ставка НДС обошлась бюджету почти в 550 млрд руб., больше половины потерь пришлось на продукты питания.
По ставке 20% НДС взимался до 2004 года, потом она была снижена до 18%. Различные варианты налогового маневра в правительстве обсуждаются давно, в качестве альтернативы повышения НДС также рассматривались увеличение НДФЛ, введение налога с продаж, а также рост НДС до 21% при одновременном снижении совокупной ставки сборов в социальные фонды до 21%.
Повышение НДС с 18% до 20% может ударить по российской перерабатывающей промышленности и всей внутренней экономике страны, предупредил бизнес-омбудсмен Борис Титов. «Суммарная налоговая нагрузка на бизнес (47,4%) в России на 7,2 п.п. выше, чем в среднем по миру. А по налоговой нагрузке на фонд оплаты труда наша страна в 2,2 раза превышает среднемировой показатель», — напомнил он через своего представителя. По его словам, такая налоговая политика, нацеленная лишь на пополнение бюджета, препятствует развитию производства. «Образно говоря, вместо того, чтобы оставлять картошку на семена, мы съедаем ее всю прямо сейчас», — добавил он.
Ритейлеры сделают все возможное, чтобы сохранить стабильность розничных цен, в свою очередь пообещал представитель Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ). В то же время, добавил он, отраслевая ассоциация не поддерживает повышение налоговой нагрузки без одновременного понижения отчислений во внебюджетные фонды или возврата налоговой льготы на движимое имущество. «На фоне стагнации доходов населения, низкой покупательной способности, острейшей конкуренции на рынке розничной торговли и, как следствие всех этих факторов, снижающейся рентабельности бизнеса усиление налоговой нагрузки создает существенные риски для здорового экономического развития ритейла», — сказал «Агроинвестору» представитель АКОРТ.
По данным Росстата, в 2016 году сборы от НДС в стране составили 2,7 трлн руб., на них приходилось 41% всей суммы налоговых поступлений в федеральный бюджет. Согласно рассматриваемому сейчас проекту обновленного бюджета на 2018 год, в этом году на НДС, собираемый внутри страны, придется 3,4 трлн руб., еще 2,4 трлн руб. — на НДС по товарам, ввозимым в Россию. При этом, в соответствии с Налоговым кодексом, налогоплательщики, занимающиеся сельским хозяйством, имеют право на применение специального налогового режима в виде уплаты единого сельхозналога. Его плательщики освобождаются от уплаты НДС. Общее число плательщиков ЕСХН в 2016 году составляло 99,7 тыс., в том числе 22,8 тыс. организаций и 76,9 тыс. предпринимателей и фермеров.