Ряд российских регионов просит федеральные власти поддержать сельхозпроизводителей, пострадавших из-за роста цен на горюче-смазочные материалы (ГСМ). Так, накануне на совещании по подготовке к уборочной кампании обеспокоенность удорожанием топлива выразил губернатор Ставропольского края Владимир Владимиров. Как сообщила пресс-служба главы региона, Владимиров поручил подготовить обращение в правительство России по обеспечению мер поддержки для аграриев в виде возврата части затрат на ГСМ из средств бюджета. «Из-за роста цен на горючее, на фоне сохранения цен на сельхозпродукцию на прежнем уровне, наши сельскохозяйственные предприятия находятся в непростой ситуации. Надо искать возможности для поддержки этой ключевой для экономики края отрасли», — сказал глава Ставрополья.
Подобные обращения за помощью к федеральному центру также готовят власти Краснодарского края, Крыма, Челябинской и Ростовской областей, сообщает газета «Коммерсантъ». Как рассказал изданию замгубернатора Челябинской области Сергей Сушков, для большинства аграриев сложившиеся цены на ГСМ фактически означают работу в убыток. «За тонну дизельного топлива надо отдать около 7-8 т зерна», — подсчитал Сушков. По оценке Минсельхоза региона, дизельное топливо в области с февраля по май подорожало на 24%: с 41,6 тыс. руб./т в феврале до 51,5 тыс. руб./т в мае. По сравнению с прошлым годом уровень цен вырос на 35%. «Складывается ситуация, которая может привести к неплатежеспособности значительной части сельскохозяйственных предприятий и, как следствие, к их закрытию или банкротству», — сказал ТАСС министр сельского хозяйства области Алексей Кобылин.
В Ставропольском крае цены на ГСМ по сравнению с 2017 годом выросли на 30%, что существенно снизило рентабельность аграриев, сообщил во вторник министр сельского хозяйства региона Владимир Ситников. «Если говорить в абсолютных цифрах, то, для того чтобы приобрести дизтопливо только на уборку урожая, аграриям нужно потратить 6,5 млрд руб. Это повлияет на себестоимость продукции, на рентабельность. Сейчас задача — найти оптимум, который позволит в сегодняшних условиях сохранить рентабельность», — приводит ТАСС слова Ситникова. Он отметил, что региональные власти устроит любой вариант помощи от федеральных властей, «будь то компенсации, либо квота на объемы ГСМ».
Для некоторых регионов ситуация усугубляется финансовыми потерями от погодных условий. Так, власти Крыма, где 18 тыс. га посевов пострадали в результате засухи, отмечают, что многие аграрии не успели закупить необходимые объемы ГСМ до роста цен на топливо. На подорожание топлива также указывал и губернатор Омской области Александр Бурков, в регионе введен режим чрезвычайной ситуации из-за избыточного переувлажнения почвы. «Посевная идет с большим трудом. Ситуация критическая и с погодой, и с ценами на топливо», — сетовал в конце мая Бурков.
Губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев, в свою очередь, из-за роста цен на ГСМ предложил аграриям задуматься о переводе сельхозтехники на газомоторное топливо. По его словам, региональные власти готовы помочь предприятиям, которые решатся на такую модернизацию. «Цены на бензин будут расти, на это есть объективные причины, а газ сегодня дешевле в разы. Нужно начинать активно переводить технику на газомоторное топливо», — сказал Кондратьев во вторник. По данным краевой администрации, до скачка цен на топливо в этом году закупить горюче-смазочные материалы успели лишь треть хозяйств региона.
Удельный вес затрат на ГСМ в производстве сельхозпродукции в среднем составляет 10-20%, поэтому для предприятий АПК стоимость ГСМ имеет большое значение, отметила «Агроинвестору» руководитель исследовательской компании «Текарт» Евгения Пармухина. «Рост цен на топливо при высокой доле ГСМ в себестоимости отразится на конкурентоспособности российской продукции, замедлит развитие АПК, приведет к переделу внутреннего рынка и в конечном итоге спровоцирует очередной виток инфляции», — прогнозирует Пармухина. При этом меры правительства по снижению акцизов, по ее мнению, не выглядят эффективными и вряд ли приведут к снижению цен на ГСМ. «Наиболее действенными в сложившейся ситуации выглядят субсидии со стороны государства на возмещение части затрат на покупку ГСМ. Однако очевидно, что такие меры не могут быть приняты быстро, что, несомненно, негативно отразится на рынке в этом году», — добавила Пармухина.
Именно сельское хозяйство является основным потребителем дизельного топлива, ежегодный спрос составляет до 3 млн т, констатирует аналитик «Алор Брокер» Алексей Антонов. «При росте цены за литр до 30% получается ощутимая разница в издержках — рост расходов за сезон для среднего игрока может увеличится с 3 до 6 млн руб., а для крупных аграриев расходы будут еще ощутимее. Таким образом, аграрии будут вынуждены повышать отпускную стоимость, а если результаты урожая по некоторым позициям будут слабее предыдущего года, то в таком случае есть риск сработать вовсе в убыток», — сказал Антонов «Агроинвестору». При этом он согласен, что усилия государства по остановке роста акцизов и замораживании текущего уровня цен уже не огородят аграриев от роста затрат. «Здесь необходимо принимать тактику точечных переговоров на уровне каждого заинтересованного региона. Кроме того, участники рынка все еще ждут от правительства более результативных переговоров с представителями нефтяных компаний», — указал аналитик.
По данным Центрального диспетчерского управления топливно-энергетического комплекса, в период с начала апреля по 20 мая на АЗС средние цены на летнее дизельное топливо выросли на 2,79 руб. до 42,75 руб./л, зимнее дизельное топливо подорожало на 2,51 руб. до 43,72 руб./л, бензин АИ-92 — на 1,76 руб. до 40,37 руб./л. Как сообщила глава Центробанка Эльвира Набиуллина, в среднем за апрель цены на топливо увеличились на 6,1% в годовом выражении, в мае — уже на 11,8%. Ранее правительство России поручило Минфину проработать вопрос о снижении акцизов на бензин на 3 тыс. руб./т и на 2 тыс. руб./т — на дизель, что позволит сдержать рост цен на внутреннем рынке. 3 июня вице-премьер Дмитрий Козак заявил, что правительство договорилось с нефтяными компаниями о заморозке цен на бензин и дизельное топливо по состоянию на 30 мая.