Каким будет 2018 год для агросектора

Аграрии ждут сокращения господдержки и готовятся к новым трудностям, однако не отказываются от инвестиций

Участники рынка готовы вкладывать средства в расширение производства
Участники рынка готовы вкладывать средства в расширение производства

Прошедший год стал непростым для агросектора. Рекордный урожай привел к снижению цен и падению доходности бизнеса, многие столкнулись с инфраструктурными и логистическими проблемами. Сказалось и изменение системы господдержки отрасти: льготных кредитов хватило не всем, в некоторых регионах растениеводы перестали получать погектарные субсидии, притом, что затраты на производство продолжили расти. Проведенный «Агроинвестором» опрос показал, что в наступившем году бизнес не ждет улучшений ситуации и готовится к тому, что 2018-й будет не менее тяжелым, чем завершившийся год. Тем не менее, участники рынка строят планы расширения производства и не отказываются от инвестиций.

Финансовый директор свердловской компании «Старт» Евгений Коковин ждет дальнейшего сокращения объема господдержки, в том числе это будет связано с тем, что изменится уровень софинансирования регионов. Если ранее действовали соотношения выплат 90/10% или 95/5% из федерального и регионального бюджетов, то теперь доля последних вырастет. Например, из бюджета Свердловской области аграриям должны будут выплачивать 33% от общего объема получаемых ими субсидий. Нагрузка на региональные бюджеты существенно возрастает, поэтому объем федеральных средств, которые они смогут софинансировать, может стать меньше, опасается Коковин.

По оценке гендиректора агрофирмы «Прогресс» (Краснодарский край) Александра Неженца, новая система господдержки значительно хуже прежней. «Нас лишили погектарных субсидий, мы перестали получать субсидии по кредитам», — поясняет он. И хотя погектарная поддержка «погоды не делала», тем не менее «Прогресс» был рад этим деньгам. «А в условиях 2017 года были бы рады вдвойне, — говорит руководитель. — Но перспектив, что региону вернут эти субсидии, я не вижу, что неправильно. Нужно ремонтировать дороги, обновлять парк техники, реконструировать и строить животноводческие фермы — задач много, а поддержка мизерная». Компания готовится к тому, что в 2018-м ситуация с господдержкой ухудшится. «Хотя в целом она у нас составляет примерно 1% в прибыли, что незначимо, — уточняет руководитель. — Важнее то, как в целом будет развиваться бизнес, и здесь есть опасения, что год будет таким же тяжелым, как 2017-й».

В этой ситуации «Прогресс» предполагает снизить инвестиции и продолжить оптимизировать затраты. «У нас всегда были значительные инвестиции (в среднем агрофирма вкладывает по 200 млн руб. в год, в 2017-м было около 250 млн руб.), мы стараемся развиваться, покупать землю, что очень важно, — комментирует Неженец. — Это становится сложнее, хотя от вложений в землю точно не откажемся, но все остальное пока проблематично».

У подмосковного «Совхоза Можайский»  есть инвестиционные планы, хотя на господдержку он тоже не надеется, признает директор предприятия Владимир Филипочкин. «Рассчитываем привлечь финансирование сторонних инвесторов: есть и желающие приобрести весь бизнес, и те, кто заинтересован в стабильных поставках молока, поэтому тоже готовы вложиться в наше предприятие, — рассказывает он. — Сами мы достигли немалых успехов, но без дальнейших инвестиций развития не будет». При этом он обращает внимание, что условия получения льгот по кредитованию или лизингу, которые выставляют, например, Сбербанк или , приемлемы лишь для крупных холдингов. «Мы к ним не относимся, поэтому теперь надежда только на частные вложения», — поясняет руководитель.

Правда, представители крупного бизнеса тоже не очень верят в увеличение господдержки. Так, крупнейший в стране производитель молока —  «» - ожидает скорее ее сокращения. При этом те проекты, которые находятся в инвестиционной фазе, крайне требовательны к сохранению уровней и принципов господдержки, обращает внимание коммерческий директор компании Сергей Ляшко. «Когда входишь в проект, хочешь понимать, что и как будет, кроме того, показываешь банкам бизнес-планы, в которых сроки окупаемости рассчитаны с учетом субсидий», — комментирует он. Однако самым важным фактором, влияющим на привлекательность молочной отрасли в целом, безусловно, является рыночная конъюнктура и такие ее аспекты, как мировая цена, поставки из Белоруссии и иных стран Таможенного союза, обилие фальсификата, перечисляет Ляшко. «Эти моменты требуют регулирования в первую очередь. Такая господдержка отрасли при меньших финансовых затратах позволит повысить ее эффективность и привлекательность», — считает Ляшко.

А вот директор группы «Деревенский молочный завод» (Кемеровская область, занимается как производством молока-сырья, так и его переработкой) Александр Сухинин более оптимистичен. «Надеюсь, что новый год будет в целом удачным для аграриев. Урожай и проблемы 2017-го должны послужить драйвером в развитии и укреплении многих отраслей, — считает он. — Машиностроение, логистические компании и финансовые структуры должны не догонять село, а быть готовыми к новым рекордам». Он предполагает, что в молочном животноводстве можно будет увидеть рост надоев, и это должно стать не проблемой, а плановым насыщением рынка. «Мы также будем наращивать объемы производства. Хотим повысить продуктивность наших фуражных коров с 7 тыс. л до 9 тыс. л в год и процентов на 20 увеличить поголовье. Сейчас у нас всего 3,6 тыс. голов КРС, из них 1,78 тыс. — дойное стадо», — делится Сухинин. Правда, на поддержку государства в 2018 году он тоже не рассчитывает: компания уже привыкла надеяться только на себя. «Если получиться привлечь кредит под 5%, то это и будет подспорьем от госпрограммы», — добавляет он.

«Совхоз Можайский» тоже продолжит увеличивать объемы производства молока, сейчас у него 1,5 тыс. голов КРС, в том числе 650 дойных коров. «Провели большую работу по устранению такой проблемы молочного животноводства, как лейкоз. 95% стада здоровы. Полностью решить этот вопрос рассчитываем уже к весне 2018 года, — говорит Филипочкин. — Ведем и обновление машинно-тракторного парка. В 2017-м купили трактор и комбайн, в этом — планируем приобрести кормозаготовительную технику».

«» в начале этого года должна запустить четыре новых молочных комплекса и начать возведение еще четырех. В конце 2017-го компания вышла на показатель производства 1 тыс. т молока в сутки, к концу 2019-го он может удвоиться. Правда, темп дальнейшего развития холдинга и его планы во многом будут зависеть от господдержки. У компании есть несколько сценариев, говорит Сергей Ляшко.

Сейчас формируется новая экономическая реальность, связанная с жесткой кредитной политикой ЦБ и низким уровнем инфляции, и пока перспективы дальнейшего развития и роста сельхозпроизводства не совсем очевидны, сетует Коковин. По его словам, нужно время для адаптации и переоценки динамики рынков. «Мы без оптимизма смотрим в будущее, — признает он. — Хотя есть проекты, которые и сейчас остаются эффективными, их мы будем развивать, в отличие от расширения посевов».

«Старт» делает ставку на переработку продукции. В этом секторе еще есть возможности для развития, тогда как потенциал дальнейшего увеличения объемов сырья — зерна, масличных агрокультур — ограничен, а доходность — очень сомнительна, особенно в регионах Сибири и Урала, считает Коковин. Без субсидий в регионе крайне сложно увеличивать объемы производства, вовлекать в оборот новые земли. Он уверен, что в 2018 году на Урале посевные площади будут сокращаться, равно как и число участников рынка. Проблема в том, что даже оставшиеся меры господдержки направлены на увеличение производства, но не обеспечивают сохранения или повышения доходности аграриев, не гарантируют, что они не окажутся в убытке на фоне роста объемов выпуска продукции, обращает внимание Коковин.

Загрузка...