Совет директоров Банка России 15 сентября принял решение о снижении ключевой ставки с 9% до 8,5%. Как говорится в сообщении ЦБ, принимая решение по ключевой ставке, регулятор исходил из динамики инфляции, которая сейчас находится вблизи 4%. «После повышения до 4,4% в июне инфляция в августе составила 3,3%. Продолжается снижение инфляции на рынке непродовольственных товаров, рост цен на услуги стабилизировался около 4%. Сохраняется высокая однородность инфляции по потребительской корзине и по регионам. Замедляется рост цен на продовольственные товары благодаря сезонному удешевлению плодоовощной продукции, которое оказалось сильнее предварительных оценок», — говорится в сообщении регулятора.
По мере формирования низкой инфляции вклад в нее волатильных факторов, к которым, в частности, относятся цены на плодоовощную продукцию, становится более заметным. «Конъюнктурные факторы в течение 2018 года будут приводить к тому, что инфляция может находиться как выше, так и ниже 4%», — полагает ЦБ.
К концу 2017-го инфляция может находиться в интервале 3,5-3,8%, отметила председатель ЦБ Эльвира Набиуллина на пресс-конференции. Однако среднесрочные риски превышения инфляцией отметки в 4% преобладают над рисками ее отклонения вниз. «В ближайшие полгода колебания цен на продовольственные товары будут оставаться источником волатильности инфляции. Динамика продовольственных цен будет зависеть от качества и сохранности урожая. Краткосрочные факторы, связанные с продовольственным рынком, могут привести к временному отклонению инфляции как вверх, так и вниз от 4%, но оно не будет иметь устойчивый характер», — говорится в сообщении ЦБ. Минфин, в свою очередь, считает вероятным сохранение инфляции в 3,2% до конца года. «Уже сегодня годовая инфляция снизилась до 3,2%, где, вероятно, и останется до конца года», — сказал министр финансов Антон Силуанов (цитата по RNS).
Рекордная дефляция в августе
Минэкономразвития, в свою очередь, прогнозирует, что в сентябре инфляция в России в месячном выражении составит 0-0,1%, а в годовом — 3,1-3,2%. При этом в августе, как отмечается в обзоре министерства, наблюдалась рекордная месячная дефляция (-0,5%), что в первую очередь связано с сезонным снижением цен на плодоовощную продукцию. «Нормализация погодных условий в июле-августе способствовала активизации уборочной кампании и росту предложения плодоовощной продукции на внутреннем рынке. Это позволило компенсировать задержки в поступлении раннего урожая овощей открытого грунта из-за аномально плохой погоды в мае и июне», — говорится в обзоре ведомства «Картина инфляции за август». В результате снижение цен на плодоовощную продукцию в августе ускорилось до 15,5% (месяц к месяцу) после сокращения на 8,3% в июле, и внесло отрицательный вклад в инфляцию в размере 0,7 п.п.
Кроме овощей и фруктов в других товарных группах тоже наблюдалось уменьшение темпов удорожания. В среднем цены на продовольственные товары за исключением плодоовощной продукции в августе не изменились по отношению к предыдущему месяцу. Однако по ряду продуктов питания наблюдалось снижение цен из-за роста предложения на внутреннем рынке (мясо и птица, молоко и молочная продукция, крупы и бобовые) либо благодаря ситуации на мировых рынках (сахар). В результате годовой темп роста цен на продовольственные товары за исключением плодоовощной продукции в августе снизился до 2,9% с 3,4% в июле. В сентябре, полагает Минэкономразвития, действие сезонных факторов, в том числе связанных с динамикой цен на плодоовощную продукцию, ослабнет, однако годовая инфляция останется существенно ниже целевого уровня ЦБ.
В таких условиях ключевая ставка должна снижаться не на 0,5 п.п., а более быстрыми темпами, полагает бизнес-омбудсмен Борис Титов. «Нам всегда заявляли, что ставка должна следовать за инфляцией, сегодня инфляция уже меньше 4%. Тем не менее, ставка всего лишь на пол процента понижена», — сказал он ТАСС. По его мнению, так как инфляция продолжает снижаться значительно большими темпами, чем уменьшается ставка, в ближайшее время она должна быть выше инфляции максимум на 2%. «Только тогда есть условие для экономического развития», — заключил Титов.
Покупательская способность выросла по продуктам для щей
Несмотря на замедление инфляции, реальные располагаемые доходы населения в январе-июле 2017 года продолжали снижаться. Как следует из последнего доклада «Комментарии о государстве и бизнесе» Высшей школы экономики (ВШЭ), несмотря на то, что реальная зарплата за семь месяцев выросла на 3% к аналогичному периоду 2016-го, а реальный размер пенсии — на 5,1%, это не привело к увеличению реальных располагаемых денежных доходов населения. «За семь месяцев 2017-го они снизились на 1,4% по отношению к соответствующему периоду 2016 года», — отмечают аналитики ВШЭ.
В результате с января по июль 2017 года покупательская способность населения по рыбе и маргарину снизилась на 23-24%, сливочному маслу — 24,5%, подсолнечному маслу — на 19%, рису и крупам — на 15-17%, говядине и молоку — на 9-10%, курам и яйцам — на 3% по сравнению с тем же периодом докризисного 2014-го. В то же время если измерить покупательскую способность россиян по продуктам для щей, то население страны стало более обеспеченным, подсчитали исследователи. Так, на среднедушевой доход при нынешних ценах картофеля, капусты, моркови, репчатого лука и свинины можно купить больше продуктов для традиционного первого блюда, чем в январе-июле 2014-го. «Это большой прогресс по сравнению с январем-июлем 2015 года, когда из продуктов питания только по двум наблюдался рост покупательной способности доходов населения — по картофелю и соли», — говорится в докладе.