Если построить график бурения новых нефтяных скважин в США за прошедшие пару лет, то получится убедительная латинская буква «V». Всего за последний год американские нефтяники добавили более 500 скважин. То есть около 100 новых скважин на каждую конференцию высокого уровня, посвященную экспорту сельскохозяйственной продукции из России. Возникает ощущение, что американцы, отвоевывая нефтяной рынок, двигаются гораздо быстрее, чем мы открываем для себя новые направления.
За прошедшие три года с тех пор как «обострилась» экспортная дискуссия, наша страна не начала сколько-либо значимых поставок ни на один крупнейший рынок мяса с объемом импорта более 1 млн т в год. Да, могут начаться поставки мяса в Японию, но пока непонятно, какие условия мы получим по сравнению с европейскими производителями, которые добиваются снижения тарифов. Большие надежды возлагаются на Китай. Но отношение китайцев к России сейчас довольно специфическое. Мы как-то незаметно потеряли статус «старшего брата» и превратились в «младшую сестру», которой можно диктовать условия и требовать их выполнения. Безвозмездного доступа на китайский рынок мы не получим, а значит больше китайских предприятий получат право на экспорт в Россию. Отказавшись от идеи самообеспечения зерном и соей, Китай достаточно динамично перевооружает свою мясную отрасль. Цены на свинину в КНР за прошедший год упали более чем на 20%, и нет никакой уверенности, что в наших взаимоотношениях мы всегда будем нетто-экспортером. Тем более, что потребительские предпочтения в китайских городах начинают смещаться в сторону растительной пищи. Планируя экспорт в Китай в будущем, лучше думать о чем-нибудь растительном и экзотическом — например, авокадо - чем о традиционных «рогах и копытах».
Привычки потребителей меняются не только в Китае, что зачастую приводит к непредсказуемым последствиям. «Продвинутые» потребители по всему миру избегают искусственных добавок, и кондитеры вынуждены использовать больше натуральной ванили, что привело к резкому росту цен и нехватке данного ингредиента. NPR пишет, что на Мадагаскаре (основной производитель ванили) закончились наличные средства. Работники плантаций, получая все больше денег, по понятной нам традиции не несут их в банк, а прячут дома.
Впрочем, последствия изменения вкусовых предпочтений могут быть и не такими жизнеутверждающими. В Индии переход от традиционного сорго к белому рису и муке привел к резкому росту заболеваемости диабетом. При этом зависимости от избыточного веса человека не прослеживается — болезнь связана именно с рационом питания. Печально, но прямо за Индией по распространенности диабета следует Россия (вторая диаграмма в статье по ссылке выше). Так что в следующий раз при заказе суши не думайте, что оказываете своему организму услугу.
«Неправильные» углеводы уверенно смещают жиры с первого места в рейтинге вредной пищи. Стейк Рибай, сливочное масло и бекон снова в моде, а спрос на сахар снижается по мере перехода на альтернативные подсластители. Мировой рынок «тонет» в сахаре. Мексиканские производители с трудом договорились
об ограниченном доступе на рынок США, чтобы пристроить излишки своего производства. Евросоюз готовится отменить квоты на производство сахара в октябре этого года, и европейские компании уже готовятся существенно увеличить поставки. В это непростое время Nestle продает свой кондитерский бизнес в США. Подразделение оценивается в $1-3 млрд. С одной стороны, у Nestle очень сильные бренды, а с другой — «кондитерка» воспринимается многими как табачная отрасль XXI века. Не исключено, что через пару лет на коробках печенья могут появиться фотографии ампутированных из-за диабета конечностей.
Ни одна подборка новостей за прошедшую неделю не была бы полной без упоминания покупки розничной сети Whole Foods компанией Amazon за $14 млрд. Сеть Whole Foods долгое время испытывала проблемы со сбытом, которые были связаны с ее излишней «премиальностью». В условиях завязывающейся ценовой войны между Walmart и жесткими немецкими дискаунтерами Aldi и Lidl потребитель оказался не готов платить заметно больше за «органические» продукты. К тому же многочисленные активисты периодически пытались обличить Whole Foods в продаже низкопробных подделок. Для Amazon покупка несет очевидные плюсы. Лидер интернет торговли получил доступ к физическим точкам продаж и данным о потребительском поведении миллионов покупателей. К сожалению, ни один из героев этой истории не представлен в российской розничной отрасли. А было бы интересно посмотреть, как пока не слишком отягощенные конкуренцией российские ритейлеры отреагировали на появление Lidl, Walmart и Amazon.
Автор — руководитель направления стратегического маркетинга группы «Черкизово», материал подготовлен специально для agroinvestor.ru