На фоне снижения потребительского спроса из-за роста цен на продукты питания и падения реально располагаемых доходов для покупателей все-таки остается важным качество продукции, а стремление к здоровому питанию сдерживает усиление экономии на продовольствии. К таким выводам пришел Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ), проведя исследование отношения населения к ситуации на продовольственном рынке и возможным мерам его регулирования. На презентации результатов работы присутствовал корреспондент «Агроинвестора».
Исследователи Центра определили сложившиеся у населения стандарты потребления. В ходе опроса они просили назвать три приоритетных фактора, которые влияют на их решение о покупке продуктов питания. Для 57% респондентов важным оказалось доверие качеству, 47% считают приоритетом цену, а забота о здоровье играет важную роль для 37%. По привычке покупают те или иные товары 24% опрошенных. Скидка, привязанность к фирме-производителю и желание попробовать что-то новое становятся решающими для 16-18% респондентов.
В целом, покупатель не хочет терять стандарты потребления, сложившиеся до кризиса. «Доверие качеству» и «забота о здоровье» - два близких показателя, и их среднее значение примерно совпадает с фактором цены. Просто купить дешево — уже неинтересно, считают авторы исследования. Тем не менее, согласно результатам опроса, 35% потребителей уже более полугода отказываются от некоторых продуктов питания или покупают их реже, а 34% стали выбирать более дешевые товары, чем раньше. Правда, примерно столько же (35% и 37%) не делают ни того, ни другого.
Представлявший презентацию руководитель Экспертного центр ВЦИОМ «Платформа» Алексей Фирсов пояснил, что понятие качества респонденты сближает с невредным питанием, то есть подразумевают, что продукция произведена без химии или нарушения технологий. Начальник управления контроля социальной сферы и торговли Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Тимофей Нижегородцев говоря о качестве, отметил, что продукты питания «функционируют в трехмерном измерении». Первое — это внутренняя документация соответствия качеству (ГОСТ и другие нормы), второе — потребительские свойства, то есть вкус и привлекательность, и третье — это безопасность, например, срок годности.
При этом, по данным исследования, 47% опрошенных считают качество большинства продуктов, представленных в сетевом ритейле, невысоким. Респонденты отмечают, что в целом оно ухудшилось, при этом есть тенденция к использованию заменителей и добавок. На вопрос, кто из участников рынка должен в большей мере обеспечивать и контролировать качество продовольствия, 68% ответили, что необходима совместная работа производителей и торговых сетей. 23% полагают, что в большей мере это обязанность производителей. Лишь 5% опрошенных уверены, что контроль должен осуществляться исключительно продавцами.
Председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Илья Ломакин-Румянцев заметил, что качество продуктов начинает играть все большую роль. Он считает это правильной тенденцией: необходимо трезво оценивать ситуацию с продовольственной безопасностью, а достижение оптимального соотношения качества и цены должно стать ключевой задачей для всех. «С одной стороны, исследование ВЦИОМ — это портрет потребителя, с другой — это картина сегодняшней торговли и производства в глазах потребителя», — сказал он.
Кроме того, исследователи выяснили отношению населения к мерам государственного регулирования рынка. 64% опрошенных считают главной задачей государства контроль качества продовольствия. 57% назвали важной господдержу российских производителей, а 43% высказались за то, что государство должно обеспечивать доступность продуктов питания и низкие цены для малообеспеченных слоев населения (разрешалось дать до трех ответов). Население в целом продолжает позитивно относиться к политике замещения импорта в стране, однако хочет, чтобы государство активнее поддержало отечественных производителей и обеспечило качество продовольствия, говорится в презентации ВЦИОМ.
Анализируя роль государства на продовольственном рынке, вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Виктор Плескачевский подчеркнул, что потребитель и производитель постоянно находятся в мягкой дискуссии, предмет которой — цена и качество. При этом государство в ней не участвует, а лишь устанавливает рамки, за которые участникам рынка нельзя заходить. Он считает, что общество созрело для того, чтобы провоцировать изменения этих рамок. Необходимо мотивировать потребителей защищать свои права, так как чем выше качество спроса, тем выше качество производства, сделал вывод Плескачевский.
Исследование ВЦИОМ проводилось в феврале и мае по федеральной выборке респондентов (46 регионов, 130 населенных пунктов, 9 федеральных округов) и было дополнено серией фокус-групп в крупных городах России и экспертными интервью.