Российские производители должны экспортировать не только зерно, но и значительные объемы мясной продукции. Об этом сказал министр экономического развития Алексей Улюкаев в ходе подписания соглашения между МЭР и администрацией Курской области о взаимодействии во внешнеэкономической сфере, сообщает пресс-служба ведомства. По словам Улюкаева, Россия уже прошла этап эффективного вывоза зерна, если поставлять на внешние рынки мясо, то добавленная стоимость будет выше. «Вывоз зерна — это первая стадия, мы ее не будем бросать. Но за этой первой стадией должна быть и вторая — массовый экспорт нашей мясной продукции», — подчеркнул министр.
Подписанное соглашение не первое, заключенное Минэкономразвития с регионами, аналогичные документы пописаны с 60 субъектами страны. «Мы должны помочь компаниям выходить и работать не только на регион, но и на внешние рынки», — отметил Улюкаев. В частности, по его словам, ведомство помогает «Мираторгу» выходить на азиатский рынок. «Китай — крупнейший в мире импортер свинины. Надо идти на этот рынок. Надо идти на корейский рынок, на вьетнамский рынок и другие, а мы будем помогать им (экспортерам) это делать», — заверил Улюкаев.
По данным Минсельхоза, в 2014 году Россия поставила на внешний рынок 135 тыс. т мяса и мясопродуктов. Госпрограмма развития сельского хозяйства предполагает, что к 2020 году отечественные предприятия будут вывозить до 400 тыс. т мяса птицы и до 200 тыс. т свинины. Зарубежные эксперты менее оптимистичны: согласно прогнозу OECD-FAO, в 2020 году Россия поставит за рубеж около 121 тыс. т мяса птицы и всего 0,12 тыс. т свинины, к 2024-му объемы вывоза птицы превысят 199 тыс. т, а свинины — упадут до нуля.
У Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) пока осторожные оценки экспорта. «Росту объемов вывоза мяса птицы и свинины мешают многие факторы, но в целом он должен увеличиваться, — отмечает ведущий эксперт рынка мяса ИКАР Даниил Хотько. — Есть потенциал через 10 лет выйти примерно на 300 тыс. т, из них около 250-260 тыс. т или 75-80% придется на птицу». Дальнейший рост мясного сектора и ряда направлений пищевой продукции тесно связан с развитием экспортного направления, и необходимые решения будут приняты в ближайшей перспективе, уверена замначальника Центра экономического прогнозирования Газпромбанка Дарья Снитко.
«Сегодня агропромышленный сектор является одним из наиболее значимых, и поддержка экспорта сельхозпродукции является безусловным приоритетом как для работы Минэкономразвития, так и других министерств и ведомств», — отметил ранее первый замминистра экономического развития Алексей Лихачев на совещании, посвященном развитию экспорта сельхозпродукции. В нем приняли участие представители Минсельхоза, Минпромторга, Россельхознадзора, Внешэкономбанка, Российского экспортного центра, представители институтов развития и бизнес-сообщества. По итогам обсуждения было решено разработать «дорожную карту» по поддержке экспорта продукции АПК. Предполагается улучшить инфраструктуру экспорта и совершенствовать нормативно-правовую базу. По мнению чиновников, это должно способствовать вывозу агропродукции.
Россия подошла к предельному уровню потребления мяса, обращает внимание Даниил Хотько: в 2013 году оно достигло рекордных 75 кг/чел., в 2014-м снизилось до 73,8 кг/чел., в этом составит около 71 кг/чел., предполагает он. Эксперт сомневается, что в перспективе потребление может превысить 75 кг/чел. в год, а это значит, что если прогнозы развития мясной отрасли оправдаются, то предприятия будут вынуждены выходить на экспорт, чтобы избежать перенасыщения внутреннего рынка.
Многие участники рынка стараются делать это уже сейчас. В частности, «Мираторг» недавно получил разрешение поставлять говядину в Объединенные Арабские Эмираты. По данным Россельхознадзора, ряд крупных производителей мяса прошли ветеринарно-санитарное обследование на соответствие требованиям Китая, Вьетнама и других стран. В частности, в списках есть «Омский бекон» («Продо»), птицефабрики группы «Черкизово», «Белгранкорм», «Ариант», «Приосколье», «Брянская мясная компания» и «Брянский бройлер» (обе входят в «Мираторг»), «Ставропольский бройлер» («Ресурс»), «Донстар» и др.
«В следующем году мы будем выходить на большой объем производства мяса индейки — 130 тыс. т мяса в год. Приоритетным для нас остается российский рынок, но постепенно небольшими шагами мы начнем поставлять продукцию на экспорт», — говорит глава холдинга «Евродон» Вадим Ванеев (цитата по пресс-релизу компании). Управляющий партнер Pricewaterhouse Coopers в России Игорь Лотаков, посетивший предприятия компании, отметил, что перспективными являются рынки юго-восточной Азии, а также арабских стран.