В России снова активизировалась африканская чума свиней

Вирус обнаружен в Курской, Саратовской и Волгоградской областях спустя три месяца после предыдущей вспышки

Хозяйства населения из-за низкой биозащиты угрожают промышленному свиноводству
Хозяйства населения из-за низкой биозащиты угрожают промышленному свиноводству

В России после трехмесячного перерыва снова фиксируются вспышки африканской чумы свиней (АЧС). В конце июня вирус обнаружили при исследовании патологического материала дикого кабана в Курской области, также произошла вспышка в личном подсобном хозяйстве (ЛПХ) и среди кабанов в Саратовской области, сообщил . По данным управления ветеринарии Саратовской области, для предотвращения распространения заболевания здесь уничтожили более 900 свиней. Тем не менее, в начале июля АЧС обнаружили в соседней Волгоградской области. По информации администрации региона, в трех селах погибло шесть свиней, проводится отчуждение животных в первой угрожаемой зоне, вводится карантин.

До этих случаев последний раз АЧС в России обнаружили 20 марта также в Волгоградской области. Всего с начала 2015 года произошло 24 вспышки заболевания, с 2007 года — свыше 740. В этом году от вируса пострадали Брянская, Волгоградская, Калужская, Курская, Московская, Орловская, Саратовская, Смоленская и Ярославская области.

По словам директора Всероссийского НИИ ветеринарной вирусологии и микробиологии Дениса Колбасова, нет никакого научного объяснения, почему с конца марта по конец июня в стране не отмечалось вспышек заболевания. «Ситуация с АЧС остается напряженной. В частности, мы очень беспокоимся за СКФО, поскольку есть информация, что высок риск заноса вируса из Закавказья, где ухудшилась ветеринарная обстановка», — отметил он, выступая на годовом собрании (), где присутствовал корреспондент «Агроинвестора».

Проблема в ЛПХ
Гендиректор Юрий Ковалев говорит, что прошлый год стал особенным по воздействию фактора АЧС на развитие свиноводства. Если раньше болезнь распространялась преимущественно через диких кабанов и поражала ЛПХ и небольшие хозяйства, то в 2014-м от вируса пострадали и крупные комплексы лидеров рынка. В частности, в июле очаги АЧС обнаружили на «Великолукском свинокомплексе», в конце года вспышка заболевания произошла на двух площадках группы «» в Орловской и Воронежской областях. «Только в 2014 году на промышленных предприятиях Псковской, Тульской, Воронежской и Орловской областей из-за вируса АЧС было сожжено 250 тыс. свиней. Это уже обеспечило потерю 50 тыс. т мяса в 2015 году, что на 25% уменьшает планируемый годовой прирост этого года», — оценивает Ковалев. Если в ближайшее время кардинальным образом не переломить ситуацию с распространением АЧС в европейской части страны, то есть риск не только не выполнить планы роста производства свинины, но и потерять уже сделанные инвестиции и свиноводство как отрасль, предостерегает он.

Ковалев напоминает, что подавляющее большинство специалистов сходятся во мнении, что содержание свиней в ЛПХ без учета, контроля и какой-либо биозащиты грозит дальнейшим распространением АЧС. В Белгородской области в короткие сроки удалось снизить поголовье свиней в ЛПХ с 60 тыс. практически до нуля, ранее подобная работа была проведена в Краснодарском крае, отмечает эксперт. Однако в других регионах России с развитым промышленным производством свинины ЛПХ по-прежнему активно занимаются свиноводством. Например, на личных подворьях в Курской области содержится около 40 тыс. свиней, в Орловской — 55 тыс., в Липецкой — 50 тыс., в Тамбовской — 65 тыс., в Воронежской — 35 тыс. «Только усилиями региональных властей и бизнеса без изменения законодательной базы эти проблемы решить не удастся», — уверен Ковалев.

предлагает утвердить подготовленные поправки в «Закон о личных подсобных хозяйствах», ужесточающие учет и контроль содержания свиней в ЛПХ, принять на федеральном уровне правила содержания свиней в хозяйствах всех типов, а также законодательно на федеральном уровне запретить содержания свиней в хозяйствах 1-2 компартментов. По словам Ковалева, сейчас идет активная работа по реализации этих предложений.

Планомерное снижение неконтролируемого производства свинины в ЛПХ уже дает ощутимые результаты: доля ЛПХ в целом по стране упала с 70-75% в 2005 году до 18% к середине этого года. «Еще более значительные результаты в европейской части России — основной зоне распространения АЧС. К концу 2015 года доля ЛПХ здесь будет ниже 10%, а в ЦФО — менее 5%, — прогнозирует Ковалев. — Принятие законодательных документов на федеральном уровне должно ускорить решение этой проблемы».

Вакцинация и страхование
Другой вопрос, волнующий отрасль, — создание вакцины против АЧС. В России такой препарат был зарегистрирован еще в 2007 году, причем эта разработка не носит какого-то революционного характера, отмечает Колбасов. Задача вакцины в том, чтобы в случае заноса вируса на промышленный комплекс избежать единовременной гибели большого поголовья: по сути, она дает время, чтобы успеть забить и переработать свиней. Однако, по словам Колбасова, ни у кого нет желания перерабатывать клинически здоровых животных в очаге заболевания, поэтому их просто сжигают, несмотря на то, что циркулирующий в данный момент вирус вызывает заболевание не более 10% стада. «Необходимость в такой вакцине просто отпадает», — резюмирует он. Сейчас ведутся работы по совершенствованию препарата и повышению его эффективности, но сложность в том, что вирус АЧС не однородный. Например, как и в случае с гриппом у людей, вакцинация от одного штамма вируса не гарантирует защиту от другого, добавляет Колбасов.

С другим видом защиты от последствий АЧС — страхованием животных — тоже есть проблемы. Из-за широкого распространения заболевания и риска тотальных убытков свиноводческих предприятий, страховые компании неохотно берутся их страховать. «Страхование свиней — это высокий уровень риска», — подтверждает вице-президент () Александр Скрягин. В 2014 году четыре хозяйства из Псковской, Воронежской, Орловской областей и Приморского края заявили крупные убытки из-за АЧС, причем размер компенсации приблизился к объему всей премии, полученной при страховании сельхозживотных, говорит Скрягин. Страховщики вынуждены перестраховывать такие риски, однако возможности российских компаний в этом плане ограничены, а зарубежные отказываются перестраховывать договоры, в которые включен риск АЧС. В итоге это приводит к росту страховых тарифов, в том числе по договорам с господдержкой, отмечает он.

АЧС распространяется в России с 2007 года. За это время в стране было уничтожено более 2 млн свиней, прямые и косвенные потери из-за вспышек заболевания оцениваются примерно в 37 млрд руб. По данным Международного эпизоотического бюро (МЭБ), кроме России сейчас АЧС распространяется на Украине, в Польше, Литве, Латвии, Эстонии. Белоруссия сообщала в МЭБ о двух вспышках АЧС только в 2013 году, однако эксперты сомневаются, что дикие кабаны не пересекают границу государства. В частности, ветеринарная инспекция Польши неоднократно сообщала, что белорусские коллеги скрывают вспышки АЧС.

Загрузка...