Швейцарская компания Syngenta сохраняет планы строительства на территории России завода по производству семян кукурузы, подсолнечника и средств агрохимии, рассказал «Агроинвестору» директор Syngenta по России Себастьян Мартен (Sebastian Marten). Расчетный объем инвестиций варьируется от $20 млн до $100 млн в зависимости от объемов продукции и ее ассортимента, необходимости вкладывать в инфраструктуру и других факторов. Мощность завода топ-менеджер не раскрывает, уточняя только, что она должна быть аналогичной объему продаж компании на российском рынке и не будет предусматривать экспортных возможностей.
Ранее компания, заключившая в 2012 году инвестиционное соглашение с администрацией Краснодарского края, арендовала 37 га земли в Тбилисском районе, но не смогла приступить к строительству предприятия и отказалась от планов производства продукции в этом регионе.
«Мы сохраняем планы строительства завода в России по производству семян и средств защиты растений (СЗР), — говорит Мартен. — После отказа от идеи его постройки в Тбилисском районе проект замедлился. Мы сохраняем команду, которая готова его реализовать в других регионах. Но, кроме выбора площадки, есть крайне важные для нас внешние условия, а они в последнее время ухудшились».
По словам Мартена, этих условий несколько. Первый фактор — замедление темпов роста рынков семян и СЗР из-за их затоваривания. Сейчас на внутреннем рынке переизбыток предложения этой продукции — как российской, так и зарубежной: все производители рассчитывали на рост рынка в 2014 году и далее, поэтому произвели и ввезли больше продукции, чем он может потребить, объясняет Мартен.
Второй важный фактор — общественное мнение и позиция госорганов по вопросу создания предприятия Syngenta. «Раздаются критические голоса в адрес иностранных компаний, работающих на этих рынках, в том числе со стороны экологических активистов, — говорит топ-менеджер. — Негативное отношение к себе мы почувствовали еще три года назад, когда готовились к строительству предприятия в Краснодарском крае. К сожалению, позиция тех же экологов основана главным образом на эмоциях, из-за чего с ними сложно вести содержательный диалог, а тем более — принимать решение об инвестициях». Часть обвинений в адрес Syngenta касалась возможности производства на будущем заводе ГМО-семян и их выпуска в окружающую среду. А местные жители, в 2013 году писавшие коллективные письма губернатору Александру Ткачеву и президенту Владимиру Путину, беспокоились, что предприятие будет экологически опасным.
Инвестклимат в России сейчас неопределенный, а неопределенность — одно из худших состояний для бизнеса. Поэтому большое значение имеет создание федеральным правительством благоприятных условий для иностранных инвесторов в области сельского хозяйства, следует из слов Мартена. Не менее важен обменный курс мировых резервных валют к рублю, напрямую влияющий на объемы продаж и их доходность.
Проектная команда продолжает работать над планами строительства завода. Есть технико-экономическое обоснование и подготовлено описание оборудования. Однако проект фактически заморожен. Ранее Syngenta заявляла о намерении в 2016 году начать производство, но сейчас нет даже участка земли и окончательного решения, в каком регионе строить. Договор аренды участка в Тбилисском районе расторгнут. По словам Мартена, завод — если он будет построен — сможет выпустить первую продукцию в лучшем случае к 2019-20 годам. Сейчас компания проводит оценку рисков по выбору земельного участка, включая риск негативного общественного мнения. Строительство завода семян требует соблюдения большого числа условий, включая наличие инженерной инфраструктуры, рабочей силы и подходящих почв для выращивания. Важны логистические требования — например, земли должны быть расположены так, чтобы семена доставлялись на завод максимум за 3-4 часа.
В числе регионов, где может начаться строительство, ранее назывался Ставропольский край. Туда компанию приглашал губернатор Владимир Владимиров. Мартен подтверждает, что этот регион тоже рассматривается.