Журнал «Агротехника и технологии»
По мнению экспертов, зерновой рынок в нашей стране обладает огромным потенциалом роста. Неслучайно многие зарубежные семеноводческие компании проявляют к нему повышенный интерес. В общем числе передаваемых на сортоиспытание заявок доля нерезидентов в зависимости от культуры составляет 15-50%
Несмотря на то, что перспективы развития селекционно-семеноводческого комплекса России очень велики, многие сельхозпроизводители продолжают сеять импортные семена, поддерживая зарубежных селекционеров. О причинах медленного развития отечественной селекции и о том, как меняется ситуация в свете новой санкционной политики и колебаний курса валют, рассуждают аналитики и участники рынка.
Зависимость от импорта
Существенная доля возделываемых в нашей стране зерновых культур — это гибриды западной селекции. Лидерами по поставке в Россию семян пшеницы среди европейских стран считаются Германия и Франция. Иностранные производители занимают значительный сегмент рынка, который достигает 70%, несмотря на то, что зарубежные семена в два раза дороже российских. Отечественным производителям семенного материала приходится конкурировать с развитой материально-технической базой Запада и многообразием иностранных сортов.«Российские семеноводы не обладают такими же мощными финансовыми ресурсами, которые есть у гигантов рынка — «Сингенты» или KWS, — сожалеет Владимир Маркин, научный руководитель лаборатории «Селекция и семеноводство зерновых и зернобобовых культур» Мичуринского ГАУ. — К тому же в нашей стране недостаточное количество семеноводческих и селекционных НИИ, которые смогли бы обеспечить внутренний рынок качественными семенами высоких репродукций». По мнению Маркина, сегодня одной из приоритетных задач государства должно стать стимулирование развития отечественной науки и семеноводческих центров. «Выведение любого сорта или гибрида — длительный, сложный и трудоемкий процесс, для которого необходимы не только современное оборудование и достойный объем финансирования, но и высококвалифицированные кадры», — подчеркивает эксперт.
От такой политики страдают не только ученые, но и крестьяне. По словам Сергея Гончара, менеджера по развитию R&D компании «Сингента», российские сельхозпроизводители — заложники слабо предсказуемой государственной политики. «Несмотря на очередные уверения в поддержке, возможности аграриев инвестировать в будущий урожай снизились из-за сокращения объемов рынка, экспортных пошлин, возросшей стоимости ресурсов и слишком дорогих кредитов. А ведь маржинальность озимых культур — производное от оптимизации издержек и достижения высокого урожая», — напоминает специалист.
По мнению Гончара, рыночное финансирование селекции неизбежно снизится. Дело в том, что отечественные научно-исследовательские организации, которые Россия наследовала в неизменном виде от СССР, мало приспособлены к рыночным условиям, а без реального реформирования аграрной науки они будут требовать от государства все больше поддержки. Между тем частные зарубежные фирмы, наоборот, пополняют государственный бюджет налоговыми отчислениями, обращает внимание специалист.
Такого же мнения придерживается и технический эксперт компании «Сингента» Анатолий Таракановский. «Кризис и санкции никоим образом не влияют на рентабельность производства зерна, — уверен он. — Главными рычагами (или, наоборот, тормозами) являются местное законодательство, регулирующие функции внутри страны, а также политика Минсельхоза». На данном этапе они никак не способствуют развитию сельского хозяйства в стране, уверен специалист. Более того, из-за отсутствия внятной поддержки со стороны государства по-прежнему имеет место запредельная закредитованность сельхозпроизводителей, приводящая к низкой рентабельности хозяйств. «Поскольку получение наибольшей рентабельности остается за основными приемами, влияющими на урожай — сроками сева, нормами внесения удобрений, видами и сроками внесения СЗР, наступающий сезон, похоже, будет повторять предыдущий», — прогнозирует Таракановский.
Российский потенциал
Традиционно российские аграрии отдают предпочтение сорту озимой пшеницы Московская 39, созданному НИИСХ Центрального района Нечерноземной зоны (НИИСХ ЦРНЗ), и Московской 56, разработанной в ГНУ Московский НИИСХ «Немчиновка», рассказывает Маркин из Мичуринского ГАУ. Это хорошие сорта, но с каждой последующей репродукцией они могут показывать резкое снижение урожайности, обращает внимание эксперт. К тому же результаты урожая этих сортов во многом зависят от объемов осадков. В засушливые годы урожайность будет меньше, в дождливые — выше.Также с советских времен не утрачивает своего значения сорт мягкой пшеницы Мироновская 808, который зарекомендовал себя как зимостойкий и неприхотливый, продолжает Маркин. Сорт был выведен в 1963 году на селекционной станции населенного пункта Белая Церковь (сегодня — НИИ селекции и семеноводства пшеницы (Украина)). Из года в год он показывает стабильные высокие урожаи. В 60-е годы XX века Мироновская 808 была районирована по всем республикам СССР. И хотя все они резко отличались природно-климатическими условиями, сорт показывал стабильно высокий урожай, поскольку это сильная пшеница с высоким содержанием клейковины. Из яровой пшеницы у аграриев наиболее популярны сорта Прохоровка, Дарья и Тризо, добавляет эксперт.
В Центральном федеральном округе наиболее значимыми центрами селекции и семеноводства считаются НИИ сельского хозяйства Центрально-Черноземной полосы имени Докучаева (Воронежская область), Мичуринский государственный аграрный университет (Тамбовская область), а также ФГБНУ «Московский НИИСХ «Немчиновка» — один из крупнейших научно-методических центров сельскохозяйственной науки России.
Ученые Мичуринского ГАУ занимаются первичным семеноводством сортов озимой пшеницы. В частности, поддерживают сортовую чистоту сорта Мироновская 808. Также, по словам Маркина, в университете ведутся работы по селекции озимой и яровой пшеницы: в государственную комиссию РФ по испытанию и охране селекционных достижений переданы сорт озимой пшеницы Тамбовица 22 и сорт яровой пшеницы Мичуринская 1. К достоинствам разработанных сортов можно отнести высокую урожайность (до 100 ц/га), качество зерна и устойчивость к неблагоприятным агроклиматическим условиям, говорит эксперт.
Последнее слово «немчиновской селекции» — сорта озимой пшеницы Московская 56, Немчиновская 57, Московская 40, Немчиновская 17. Сорта озимой ржи Татьяна и Московская 12, яровой пшеницы — Эстер, МИС, Злата и Любава. Из селекционных лабораторий НИИ Докучаева передана на госсортоиспытание озимая пшеница сортов Черноземка 121 и Черноземка 130, а также сорта яровой мягкой пшеницы Воронежская 18 — разновидность lutеscens и Линия 36 (04) — разновидность lutеscens.
Безусловно, получение высокой урожайности обусловлено не только правильно выбранным сортом пшеницы. Важно, чтобы семена были хорошего качества, что зависит от уровня репродукции. На сегодняшний день в России более 50% посевных площадей засевают семенами третьей репродукции и ниже, что влечет за собой снижение урожайности и качества зерна, обращает внимание Маркин. По его словам, это одна из наиболее значительных ошибок. «Кроме того, в стремлении сэкономить хозяйства не соблюдают технологии выращивания зерновых культур, вносят несбалансированное количество удобрений, а также недостаточный объем средств защиты растений. Причина в том, что на рынке крайне низкая цена реализации зерна: его стоимость нередко приравнивается к себестоимости», — сетует эксперт.
Сельхозпроизводители, разумеется, отлично осведомлены об этом, однако многие из них не имеют финансовой возможности приобретать зерно высокой репродукции, отдавая предпочтение более доступному, но уступающему в качестве. Некоторые аграрии проблему решают радикально: переходят на собственное производство семенного материала. Так, в компании «Черный хлеб» (производство и переработка органического зерна, Тульская область) засевают поля собственными семенами и тщательно контролируют их качество. «У нас есть семена практически всех зерновых культур: спельта, полба, пшеница, рожь, овес (пленчатый и голозерный), ячмень (пленчатый и голозерный), гречиха, — рассказывает Павел Абрамов, генеральный директор компании «Черный хлеб». — Зерно получается очень хорошего качества, мы оформляем на него все необходимые документы и регистрируем как семенное. Кроме того, продаем товарное зерно на посев — у нас есть клиенты, которые заинтересованы в органических семенах и готовы покупать их даже при отсутствии семенного сертификата».
Озимую пшеницу сорта Безенчукская 380, выведенного НПО «Средневолжское», в хозяйствах «Черного хлеба» выращивают на площади 200 га, также здесь сеют озимую пшеницу-спельту сорта Алькоран (50 га) и яровую пшеницу-полбу сорта Гремме (100 га). «Озимую пшеницу сорта Безенчукская 380 мы выбрали потому, что именно он был в наличии в экологическом качестве на момент покупки, — объясняет Абрамов. — Дело в том, что по требованиям экостандартов, по которым мы работаем (СтО «АГРОСОФИЯ»), допускается сеять только органические семена при условии их наличия на отечественном рынке. Мы были ограничены в выборе, поэтому взяли именно этот сорт. Что же касается Алькорана, то это единственный отечественный сорт спельты, а Гремме — один из двух сортов полбы, представленных в России. Мы остановили на нем выбор потому, что он голозерный и очень нравится покупателю. К тому же голозерная полба технологически удобнее. Она не требует дополнительной переработки на оборудовании — шелушения, это делает комбайн в поле».
Конечно, далеко не все сорта устраивают хозяйство на 100%. Поскольку «Черный хлеб» работает в соответствии с экологическими стандартами, агропредприятие ограничено в инструментах, способствующих увеличению белка. «Например, мы не можем использовать химические удобрения для повышения клейковины и повышения уровня белка, поэтому рассматриваем другие варианты. Возможно, что со следующей посевной будем внедрять новый севооборот с зернобобовыми», — делится планами специалист.
А будет ли урожай?
По прогнозам IGC (International Grains Council), на конец 2015 года производство зерна в России должно было составить 111,7 млн т (из них урожай пшеницы должен был составить 67,9 млн т). По оценке USDA (National Nutrient Database) — 102,6 млн т и 61,5 млн т соответственно.Однако, по данным Минсельхоза, на ноябрь урожай зерновых в 2015 году составил 102-102,1 млн т в чистом весе (для сравнения: в 2014 году — 105,3 млн т). Собранный урожай должен удовлетворить внутренние потребности (70 млн т) и экспорт (30 млн т). Однако качество урожая озимых нового сезона вызывает у экспертов отрасли серьезные опасения. Дело в том, что под урожай озимых 2014 года были засеяны наименьшие площади за последние годы — 15,4 млн га, при этом гибель озимых в 2014—2015 гг., невзирая на мягкую зиму и благоприятную весну, составила 1,5 млн га.
Озимые, согласно данным Минсельхоза, были посеяны на 15,7 млн га, то есть 8% площадей от прогноза оказались незасеянными. В дополнение ко всему высока вероятность снижения посевных площадей озимых и плохой перезимовки. Наибольшие опасения вызывает у аналитиков состояние посевов в Ростовской, Пензенской, Воронежской, Тамбовской, Волгоградской, Самарской, Саратовской областях. Например, в Курской области из 550 тыс. га озимых 85 тыс. (15%) в плохом состоянии: посевы либо не взошли, либо дали единичные, не выравненные всходы. В целом, по данным Минсельхоза, из-за малого количества осадков, выпавших в сентябре и октябре, четверть посевов озимых зерновых находится в плохом состоянии (нет всходов или очень изреженные всходы, слабое развитие растений).
Однако, по мнению Маркина из Мичуринского ГАУ, оценку состояния посевов озимых делать пока рано. Хотя отрицать негативное влияние погоды прошлого лета на урожай не приходится. Дело в том, что в конце летнего периода большое количество осадков не позволило содержать чистый пар без сорняков, поэтому отмечалась засоренность полей, объясняет эксперт. Осенью, наоборот, был недостаток влаги, из-за которого сев озимой пшеницы проходил в сухую почву. На данный момент состояние всходов удовлетворительное, однако из-за встречающихся на полях изреженных посевов весной возможен пересев пшеницы, анализирует Маркин. В целом же показатели урожайности 2016 года будут во многом зависеть от погоды весной, говорит он, добавляя, что по прогнозам валовый сбор пшеницы в 2016 году будет не меньше, чем в 2015-м. Кстати, озимая пшеница чаще показывает более высокую урожайность в Центрально-Черноземной зоне, замечает эксперт, так как в этой зоне меньше влаги и пшеница может использовать запасы осенне-зимнего периода.
Волнуются за сохранность своих посевов и сельхозпроизводители. «На фоне засух предыдущих двух лет зерновые запасы стремительно уменьшаются, — беспокоится Евгений Кордубан, руководитель исследовательской лаборатории компании «Эра» (растениеводство, Новосибирская область). — При этом, как ни странно, закупочная цена на зерно снижается тоже. Синоптики пообещали, что эта зима будет холоднее предыдущей, а осадков будет мало. И действительно, на юге Сибири снежный покров установился лишь к концу ноября, а температура почвы в местах сева озимых опустилась ниже -8 °С задолго до этой даты. Всходы, в принципе, способны выдержать такую температуру, но только если снег все-таки ляжет и пролежит всю зиму».
Однако намного больше агроклиматических проблем аграриев волнуют экономические. Возрастающие затраты, сложная экономическая ситуация и непредсказуемый рынок ставят сельхозпроизводителей перед сложным выбором. Все больше аграриев начинает считать, что выращивать пшеницу и рожь становится невыгодно. Тем более что на экспорт идет далеко не все зерно. Например, сибирское зерно слишком далеко везти до международных терминалов, а внутренний же рынок стагнирует. Поэтому осенние торги на зерновой бирже в 2015 году проходили очень вяло. По данным представителей отдела товарного рынка сибирского филиала Московской биржи, в августе вообще не нашлось желающих продать государству зерно по заявленным ценам. Вторая попытка (в сентябре) также оказалась не особенно успешной. Тогда государство закупало пшеницу третьего класса по цене 9,5 тыс. руб./т. И только после 27 октября, когда на федеральном уровне было принято решение повысить закупочные цены на 1-1,7 тыс. руб./т., торги оживились.
Будущее за отечественным?
Многие эксперты сходятся во мнении, что в целом на рынке селекционных достижений наблюдается усиление конкуренции. Повышается наукоемкость селекции, увеличиваются сроки выведения сортов и гибридов и продолжительность их использования. «Сроки сортосмены стали слишком длинными, — поясняет Гончаров из Сингенты. — По нашим данным, в России они составляют 13 лет для озимой пшеницы и 20 лет — для яровой». Вместе с тем семеноводство зерновых культур становится все более промышленным. За последние два десятилетия в стране построено около 20 крупных семенных заводов совокупной мощностью более 250 тыс. т. Крупные игроки постепенно вытесняют мелких, в том числе и бывшие ОПХ, констатирует специалист. «При этом оборудование большинства крупных семенных заводов произведено зарубежными предприятиями. Отечественный «Воронежсельмаш», занимающий половину рынка семяочистительной техники в нашей стране, ориентирован на эффективное, но менее производительное оборудование», — полагает Гончаров.