Журнал «Агроинвестор»
Николай Лычев, главный редактор журнала «Агроинвестор», о ключевых событиях уходящего года: кризис и государство, эмбарго и санкции, импортозамещение и экспорт
Ключевые слова уходящего года: кризис и государство, эмбарго и санкции, импортозамещение и экспорт. Это на межотраслевом уровне. В отдельных отраслях — свои информационные поводы. О них — статьи об итогах года на основных агрорынках: зерновом, масличном, мясном и молочном. 12 ключевых событий года по версии журнала — в двенадцати полосных заметках, где не только факты, но их оценка и интерпретация:
- Январь 2015: Антикризисный план
- Февраль 2015: Экспортная пошлина
- Март 2015: Начало посевной
- Апрель 2015: Новый министр
- Май 2015: Финансовые проблемы «Иволги»
- Июнь 2015: Продление эмбарго
- Июль 2015: $1 млрд от CP Group
- Август 2015: Провал интервенций
- Сентябрь 2015: Закон «О ветеринарии»
- Октябрь 2015: Развязка истории с долгами «Разгуляя»
- Ноябрь 2015: IPO Новороссийского КХП
- Декабрь 2015: Урожай
«Агроинвестор» — контентно нейтральное издание, где мнение редакции может быть высказано только на полосе «От редактора». Раз в год мы делаем исключение. Так мы видим рынок и так понимаем происходящее на нем. Цитаты и события года — не результат замеров аудитории или поиска самых популярных запросов в интернете. Это наш выбор и наше сдержанно высказанное мнение, как всегда, оставляющее вам пространство для собственных выводов.
Что на межотраслевом уровне? Год, если сравнить с ожиданиями в январе-феврале, был для участников рынка стабильным и в целом со знаком «плюс». Отрасль держится неплохо. Есть большой урожай, сбор сои и кукурузы — вообще рекордный. Растет производство мяса. Цены агротоваров в целом на высоких уровнях. Налицо уверенный денежный поток и рост оборотов. В 2015 году сельхозпроизводство может прирасти на 1,4% при спаде ВВП страны, близком к 4%. Это результат финансирования (бюджет федеральной агрогоспрограммы увеличен до 237 млрд руб.) и регулятивной поддержки. Вследствие политических решений (таких, как продление эмбарго), действия ветеринарных/фитосанитарных ограничений и благодаря девальвации рубля с рынка изъят основной объем импортных товаров.
Оборотная сторона года — падение покупательского спроса и сужение рынка, снижение конкурентоспособности производителей и негативная инвестиционная среда. МЭР ожидает сокращения инвестиций в АПК на 5% за этот год и не ждет их роста до 2018-го. Не решена, даже не начала решаться, ни одна из хронических проблем АПК. Давно переваливший за 1,4 трлн руб. долг отрасли продолжает расти и плохо обслуживаться; агро входит в число самых рискованных и ненадежных заемщиков наряду со строительством. Обеспеченность техникой и технологический уровень падают. Сельхозпроизводители зарабатывают только на удачной ценовой конъюнктуре плюс отчасти заполняют объемы там, откуда убрали импорт. Не работает ни один инструмент поддержания доходности, не связанный с государством: хеджирование, страхование, залоги
Все остается как есть. Отрасль не развивают — ей платят из сокращающихся доходов: вся чистая прибыль сельского хозяйства меньше бюджета госпрограммы. Экономический спад и геополитические вызовы не лучшее время для разбора завалов и лечения хронических болезней. Однако лечить все равно придется, но в заведомо худших условиях, чем есть сегодня и тем более чем были вчера.