Журнал «Агроинвестор»
Николай Лычев, главный редактор журнала «Агроинвестор», о перспективах производства сельхозпродукции на экспорт
Поддержка ориентированных на экспорт производств все больше овладевает умами людей, сейчас принимающих решения в нашем государстве. То же могу сказать о тех, кто этим людям советует, и топ-менеджменте ведущих госбанков. То же вижу уже не только в экспертном сообществе и межотраслевом медиапространстве, но и на массовом уровне. Больше полугода тема экспорта все чаще проскальзывает в многотиражных СМИ и на эфирных телеканалах. Ее формируют в том числе топовые ньюсмейкеры, такие как премьер, министры сельского хозяйства и экономразвития.
За последний месяц с небольшим я слышал о перспективах экспорта, например, от руководителя агентства ЭКСАР Петра Фрадкова, главы ВЭБа Владимира Дмитриева, министра финансов Антона Силуанова, экс-главы Минфина Алексея Кудрина, главного экономиста ВЭБа Андрея Клепача, ректора АНХ при правительстве Владимира Мау. С одними общался, других слушал на мероприятиях, куда меня приглашали. Формируется мнение, и это хорошо. Оно — основа для лоббирования, инвестирования, создания законодательной основы экспорта, его инфраструктуры и многого другого. Позитивно и то, что экспорт рассматривается не в качестве оборотной стороны импортозамещения или его продолжения, а как самостоятельная величина: драйвер российской экономики, инструмент снижения зависимости от продажи углеводородов, один из способов поддержания занятости и восстановления роста.
Вы скажете, «не верим», «очередная кампанейщина», «поговорят и забудут»? Спорить не стану, не умею предсказывать будущее. Для меня экспорт — это не вопрос веры. Это шанс, который нужно использовать и на котором нужно настаивать. Для агро развитие экспортоориентированных производств — это диверсификация господдержки, которую давно пора переориентировать с субсидирования объемов на добавленную стоимость и прочие направления, генерирующие капитал. Экспорт — хороший вызов для бизнеса. В отличие от внутреннего рынка, там жесткая конкурентная среда. Чтобы работать на внешних рынках, придется осваивать новые технологии, сертифицировать предприятия, бороться за качество продукта и при этом сокращать издержки. Экспорт для агро — это новые рынки сбыта в условиях сжимания спроса на такие продукты, как мясо. Судя по положению экономики, спрос, похоже, еще долго будет стагнировать или снижаться вместе с реальными доходами.
Поставки на экспорт — это валютная выручка. Большинство производств в АПК держатся на импортных (либо производ¬ных от импорта) оборудовании, технике, семенах, агрохимии, инкубационном яйце, породах животных, кроссах птицы и многом другом. Неся валютные издержки, на внутреннем рынке они зарабатывают в рублях, при экспорте — будут зарабатывать в долларах и евро. На примере рынка зерна мы уже сейчас видим, что бизнес южных производителей, встроенных в экспортные цепочки, несравнимо устойчивее и доходнее бизнеса аналогичных по масштабам и эффективности сибирских и черноземных агрокомпаний. Наконец, экспорт — источник частичного восстановления инвестиций в агро. Частный бизнес обескровлен и не может инвестировать, иностранные инвестиции есть только на уровне отдельных проектов, банки-доноры отрасли подпали под секторальные санкции и не в состоянии наращивать долгосрочные кредитные портфели.
Посмотрим на цифры. С 2010 по 2014 годы экспорт сельхоз- и пищевых продуктов вырос с $8 млрд до $19 млрд, а его доля в российском экспорте — с 2% до 4%. Теперь она почти такая же, как доля АПК в ВВП. Заметим, без субсидий, внешнеэкономической поддержки и единой стратегии. Если все это будет, то эффект можно мультиплицировать минимум в несколько раз.