Журнал «Агроинвестор»
Главный редактор журнала «Агроинвестор» Николай Лычев о том, каким станет сельское хозяйство России к 2024 году
Россия, 2024 год. Страна восстанавливается после финансовых и геополитических кризисов прошлого десятилетия: ВВП прибавляет по 3% в год. Разгон национальной экономики, правда, не такой, как у других государств BRICS (Индия и Китай растут на уровне 5-6,5%). Однако он быстрее, чем у развитых экономик, таких как канадская, американская или японская. Демография по-прежнему не в пользу России: за 10 лет ее население сократилось почти на 5 млн человек, мировое — приросло больше чем на 760 млн.
Сельское хозяйство страны растет уверенно, но инерционно — вдвое медленнее ВВП (по 1,3%). Россия вместе с Украиной и Казахстаном остаются крупными мировыми экспортерами зерна, влияние которых на рынок возрастает. Вместе они поставляют до 50 млн т за сезон. На нашу страну приходится 15% прироста глобальной торговли зерновыми, имеющего место в сравнении с 2012—2014 годами. В год Россия производит 100-103 млн т зерна, не считая риса.
Бюджетная поддержка, нетарифные ограничения импорта и стабильные объемы внутреннего потребления благоприятствуют развитию инвестиционно привлекательных и продуктово емких мясных секторов — бройлерного и свиноводческого. Страна производит под 8,5 млн т свинины и птицы. Ввоз всех видов мяса сокращен до 5% рынка. И если в сегменте свинины он еще держится на уровне 10%, то импорт мяса птицы практически прекратился. Его доля — в пределах 2%, а объем — 80-140 тыс. т. Россия успела стать уже не нетто-, а реальным экспортером этого мяса, отправляя на внешние рынки по 200-260 тыс. т.
Негативная демография и ограниченность покупательского спроса сдерживают рост внутреннего потребления мяса. Несмотря на возобновление роста экономики и доходов, не удается повторить рекорд 2013 года — 75 кг на человека. Это одна из причин вывоза: производители экспортируют излишки. С говядиной сложнее, чем со свининой и бройлером. Миллион тонн мяса КРС в год страна по-прежнему ввозит, причем импорт по сравнению с 2010-ми годами не падает, а растет. К 2021 году отечественное мясное скотоводство достигло максимума и вышло на плато: производство стагнирует на уровне 1,6 млн т с десятыми долями.
Не оправдывается ставка на рост молочно-сырьевого сектора, в который государство инвестирует крупные средства. Производство молока увеличивается примерно по 100 тыс. т и не может пробить уровень 2010 года. К 2024-му так и не удается взять планку в 33 млн т.
Такая картина рынка вырисовывается, если изучить последние прогнозы зарубежных источников — ОЭСР, Минсельхоза США (USDA) и Food and Agricultural Policy Research Institute (FAPRI). В обзоре на стр. 44 мы анализируем их подробно, сопоставляя с расчетами российских аналитиков.
Добавлю к международным данным несколько собственных мыслей. Мы не знаем, что будет с политикой и экономикой через 10 лет. Но сельское хозяйство, скорее всего, останется крупным реципиентом бюджетной поддержки. Государство продолжит формировать большую часть прибыли агрокомпаний, в том числе через нефинансовые меры, близкие к «зеленой корзине» ВТО. За исключением государства, основными инвесторами в мясные и молочную отрасли будут ранее выросшие лидеры, в частности вертикально интегрированные и обеспеченные бюджетной поддержкой. Они консолидируют рыночные доли, вытесняя мелких и покупая средних игроков. В числе крупных производителей свинины и мяса птицы будут корпорации из Китая, Таиланда и Бразилии. Новые инвесторы, которые работают на рынке пять лет и меньше, придут в сектора с большим потенциалом роста потребления и замещения импорта — овощеводство, индустриальное садоводство, виноградарство, рыбоводство
Все это даже не прогнозы, а сценарные варианты, ориентиры. Реальность может быть во многом или совсем другой. Но без них невозможно качественно планировать работу, если вы хотите работать в отрасли 10 и больше лет, а не год-полтора, на которые привык планировать отечественный бизнес.