Дуинг по-российски

Журнал «Агроинвестор»

Журнал «Агроинвестор»

«Ваша Меркель ведет себя как последняя м…шка», — такими словами поприветствовал представителей крупного европейского инвестора губернатор одного из регионов Приволжья.

Компания, которую представляли эти люди (в том числе женщины), всемирно известна и до сих пор не инвестировала в нашу страну. И вот у нее появился интерес к российскому агропрому с точки зрения выращивания у нас агрокультур для дальнейшего производства составляющих биотоплива, используемого, так скажем, в производственном процессе.

Знаете, они хорошо поговорили, и уже не раз. Начались проекты. Ибо в тот день все срослось. Немцы не говорили по-русски — им деликатно перевели, что гос­подин губернатор интересуется политической карьерой фрау федерального канцлера и приветствует представителей ее страны на гостеприимной приволжской земле. Они заулыбались, закивали, что очень понравилось губернатору: значит, согласны. А у женщин из делегации русские корни, так что они сразу все поняли правильно.

Вы удивитесь, но губернатор действительно имел целью поприветствовать будущих инвесторов. Как когда-то сказал в похожей ситуации министр спорта Виталий Мутко, «лэт ми спик фром май харт». Но глава региона, по счастью, не знает иностранных языков — и это, как мы видим, иногда помогает привлекать инвестиции. Я в недоумении спрашивал, как же так можно разговаривать с людьми, с которыми ты мало того что не знаком, а от которых ждешь еще и вложения денег? «Понимаешь, — объясняли мне, — наш Данилыч (отчество мной изменено в интересах инвестиционного климата) — не какой-то там человек в футляре, а простой русский мужик. Он сам из села, ему очень близко сельское хозяйство. Хотел понравиться, снять барьеры в общении». В общем, человек вошел в образ и произнес то, что произнес.

Смешно? — Я сначала тоже смеялся. Но такие случаи — не пустяк. Я знаю их достаточно много, знаю, насколько тонкие вещи первое впечатление, репутация и имидж. Когда с ними проблемы, даже в нашей небольшой отрасли могут рушиться проекты и сделки на сотни миллионов долларов. У России много преимуществ, но во многом из-за таких вот ситуаций, где мы выглядим невежественными и «неумытыми», мы не умеем эти преимущества «продавать». Но это тоже нужно уметь! Нравится нам это или нет, однако в мире бизнеса, сделок и тех же инвестиций мы — не то, что мы есть, а то, что о нас думают. Участники опроса «Агроинвестора», который в этот раз о том, что Россия поднялась на 92 место со 111-го в рейтинге ведения бизнеса Doing Business-2014 Всемирного банка, правильно говорят, что изменений пока мало. Они перечисляют такие объективные факты, как отсутствие свободного доступа к энергоресурсам или «кредитная пробка», в которой агробизнес стоит больше года. 20-е место в рейтинге Doing Business к 2018 году — одна из задач, поставленная Владимиром Путиным после избрания на третий президентский срок. Сейчас до этого места не близко — 72 строки. И при нынешнем восприятии страны инвесторами намного ближе, боюсь, не станет. Это восприятие во многом в руках глав регионов — именно они, а не Путин, первыми контактируют с теми, кто изучает возможность вложиться в российские агропроекты.

Загрузка...
Агроинвестор

«Агроинвестор»