Наравне с мужчинами

Журнал «Агроинвестор»

Журнал «Агроинвестор»

Какие качества помогают и мешают женщинам руководить

Агробизнес — традиционно мужская сфера, где подчиняться женщинам еще не привыкли. Поэтому их успех и признание зависят от верно и вовремя выбранной тактики управления, общения и поведения: где-то действовать жестко и авторитарно (как коллеги-мужчины), а где-то проявлять гибкость и терпение, свойственные слабому полу.

Биография американки Тэмпл Грэндин — хороший пример того, как женщина добивается в агросфере успеха и признания, преодолевая препятствия и трудности. Аутистка от рождения, она обладает повышенной в сравнении с обычными людьми чувствительностью. Несмотря на свой диагноз, она смогла закончить колледж и, осознав, что аутизм помогает ей понимать животных лучше, чем другим, написала дипломную работу магистра на тему разведения КРС. Заниматься этой темой Грэндин понравилось. Она разработала и обосновала множество предложений по повышению эффективности животноводства, которое традиционно считается «мужской» сферой деятельности. Сейчас Тэмпл Грэндин — доктор животноводства, профессор Колорадского университета, эксперт по поведению КРС, ведущий специалист в области гуманного обращения с животными. Она читает лекции по зоотехнии по всему миру.

Продвижение женщин по карьерной лестнице в науке уже не редкость. Все чаще они успешны и в качестве топ- и линейных менеджеров агрокомпаний: такие женские черты, как договороспособность, умение идти на компромисс, усидчивость в мелочах и внимание к деталям востребованы в бизнесе. «До недавнего времени коммерческим директором одного из ведущих направлений нашей компании была женщина, — вспоминает Анна Поддымова, директор финдепартамента корпорации “Стойленская Нива”. — Ей удавалось отлично договариваться с клиентами и продавать крупные объемы продукции». Еще одна женщина работает руководителем производственной службы компании. В ее ведении технические и технологические компетенции, руководство работой главных инженеров. «В моем подчинении тоже больше женщин [чем мужчин], — продолжает Поддымова, — что связано со спецификой финансовой деятельности: проверкой данных, сбором, анализом и консолидацией больших объемов информации. Все это требует усидчивости и внимания. В силу природных особенностей такие черты больше характерны для женщин».

Женщины-лидеры «Управление — сфера, в которой требуется опыт мотивации персонала, а значит, необходимо знать психологию, быть хорошим оратором и самоорганизованным человеком, умеющим ставить цели и достигать их», — рассуждает Наталья Яковлева, президент и основатель группы «АВИС», специализирующейся на инновационных технологиях в сельском хозяйстве. По ее мнению, перечисленные черты свойственны в первую очередь мужчинам, поэтому свою должность считает «скорее мужской». «Мужчин и женщин среди моих подчиненных примерно поровну, — продолжает Яковлева. — В зависимости от того, с кем я взаимодействую, мой подход, конечно, меняется, но в целом свой стиль я бы определила как лидерский, авторитарный». По ее наблюдениям, сотрудники любой компании ждут от своего руководителя другого стиля управления — демократического, с самоуправлением в коллективе. Но на деле редко кто готов к таким партнерским взаимоотношениям в команде, и такой стиль расслабляет людей, снижает трудовую дисциплину и мешает слаженной работе, считает Яковлева. Поэтому ей часто приходится проявлять жесткость — особенно когда требуется быстрая реакция. «Некоторое время назад, увольняя коммерческого директора из-за ее несоответствия занимаемой должности, мы обнаружили, что она неоднократно нарушала коммерческую тайну. Мы, не раздумывая, еще и подали на нее в суд», — приводит пример Яковлева.Авторитарный стиль управления, по мнению Поддымовой, характерен прежде всего при взаимодействии со смежными подразделениями. «Моя основная задача как директора финансового департамента — строгое соблюдение баланса доходов и расходов компании, поэтому либерализма здесь быть не может, — категорична она. — Бывает, приходится резать чей-то бюджет и, зная, что так лучше для бизнеса в целом, я не трачу время на то, чтобы донести информацию до каждого сотрудника».Утверждение и секвестр бюджетов, сокращение персонала, индексация зарплат — все это вопросы, требующие единоличного решения, добавляет Поддымова. Сейчас компания разрабатывает крупный инвестиционный проект вывода на рынок нового кондитерского бренда, приводит пример она. Его общий бюджет составляет несколько сотен миллионов рублей, в том числе затраты на переоснащение производства и на продвижение торговой марки. На этапе разработки проекта были заложены целевые показатели продаж и параметры рентабельности, но в процессе его реализации приходится корректировать затратную и доходную части. «И вот здесь нужно чье-то волевое решение: допустим, меняются сроки вывода продукта на плановые объемы продаж — значит, нужно сокращать плановые расходы». Решение непопулярное, но необходимое, и его должен принять в том числе финансовый директор.

Женщины-партнеры «Занимать мою должность с равным успехом может как мужчина, так и женщина», — считает Татьяна Степуро, руководитель отдела по закупкам и клиентским отношениям растениеводческой компании «Агсэн» (Пензенская область). Но к женщине — топ-менеджеру предъявляется больше требований, жалуется она: «Казалось бы, должно быть наоборот. Но мужчины, как правило, ревностно относятся к своему кругу руководителей. Приходится демонстрировать больше знаний и умений, чтобы доказать, что ты не просто “хорошенькая”, но и профессионал, достойный уважения и внимания». В агросекторе Степуро девять лет. По ее наблюдениям, это один из самых сложных и специфических бизнесов, но в своей работе она предпочитает использовать либеральный и партнерский стиль руководства. «Там, где мужчины действуют с напором и видят только один, на их взгляд, верный вариант решения проблемы, женщины могут проявлять мягкость и гибкость, — рассуждает она. — Там, где они предпочитают быть суровыми и строгими, мы можем демонстрировать понимание и умение достучаться до каждого подчиненного». По ее мнению, авторитарный менеджмент с репрессивной мотивацией больше вредит, чем помогает работе. «Конечно, после жесткой беседы можно получить от работника результат, который вы продавили, — говорит она. — Но если начальник разговаривал с подчиненным с высоты своего положения, то тот может потом долгое время пребывать в подавленном состоянии. Прежде, чем раздавать указания и подписывать приказы, лучше попытаться выяснить причины рабочих неудач, и лояльность подчиненного значительно повысится». Тот же принцип у Степуро в общении с мужчинами-руководителями. «Никакого нажима, никаких разговоров на повышенных тонах — даже если лучше других чувствуешь ситуацию, — объясняет она. — Оперировать только конкретными цифрами и фактами, а разговор вести так, чтобы тебя внимательно слушали». В прошлом году она настояла на небольшой отсрочке при продаже партии масличных, так как, изучив рынок, пришла к выводу, что цена на него через несколько недель может вырасти на 10-12%. «Руководство нашей компании — а это в основном мужчины — не хотело рисковать и настаивало на сделке, — вспоминает Степуро. — У нас было 8 тыс. т подсолнечника, который компания хотела продать по 11 тыс. руб./т. После нескольких встреч и продолжительных переговоров мне удалось убедить коллег подождать». Через две недели цена на рынке укрепилась до 12,2 тыс. руб./т. Реализовав подсолнечник, «Агсэн» выручила 97,6 млн руб. вместо 88 млн руб., получив 9,6 млн руб. дополнительной выручки. «Партнерский стиль в отношениях с подчиненными я использую при решении вопросов с узкой финансовой специализацией: в сфере налогообложения, взаимодействия с банками, разработки единых стандартов [финансовой отчетности], — делится своим опытом Поддымова. — В моем окружении есть специалисты, которые в этих компетенциях профессиональнее меня. Взяв за основу их мнение, принимаю взвешенное и обоснованное решение».

Трудный выбор

Выбор управленческого стиля зависит не столько от пола руководителя, сколько от корпоративной культуры компании, ее специализации, рынка или продукта, с которым она работает, перечисляет Светлана Осикина — консультант по подбору персонала агропромышленного направления рекрутинговой компании Ancor Professional. В агропроизводстве (растениеводство и животноводство) стиль управления у топ-менеджмента должен быть, скорее, авторитарным и лидерским, рассуждает она: «В этой сфере нужны люди с решительным и твердым характером, способные преодолевать такие трудности в бизнесе, как отсутствие квалифицированного персонала и низкая трудовая дисциплина». Многие компании, в том числе и агропромышленные, не боятся приглашать женщин на топовые должности, делится наблюдениями Осикина. «Они прислушиваются к своей интуиции, которая помогает предугадать и избежать негативных ситуаций, они много анализируют и очень исполнительны, — говорит она. — Их отличает осторожность и внимательность к деталям. Также женщины тонко чувствуют людей, что позволяет им находить общий язык с коллективом и бизнес-партнерами». Без качеств, которые считаются мужскими, трудно управлять сельхозпредприятием, добавляет Владимир Сметанников, консультант консалтинг-центра «Шаг». «Первое и самое сложное, что требует мужской напористости и твердости, — управление людьми, — поясняет он. — Линейный персонал в АПК — это вам не сотрудники НИИ, а в большинстве простые “работяги”, отягощенные деревенской субкультурой и вредными привычками. Их нужно уметь построить, вдохновить, замотивировать, заставить работать и при этом постоянно контролировать». В сельском хозяйстве необходимы несколько качеств, которые в большей степени свойственны мужчинам, чем женщинам, считает Сметанников. «Первое — стрессоустойчивость, — говорит он. — Наш агробизнес находится в зоне рискованного земледелия. Непредсказуемость, непогода, неурожай и прочие риски вроде снижения цены требуют крепких нер-вов, чтоб держать удар. Во-вторых, необходимо уметь, что называется, выбивать — кредиты, субсидии, приемлемые условия страхования рисков и работы с закупщиками, льготы, заказы, отсрочки и т. д. В-третьих, на селе много самой разнообразной техники. А с техникой лучше справляются мужчины». С другой стороны, женщины терпеливее мужчин, признает эксперт. В сельском хозяйстве, где нужно ждать результатов сезонного труда несколько месяцев, а отдачи от инвестиций — минимум несколько лет, это ценное и часто незаменимое качество. Сейчас почти все автоматизировано и уже не так важно, кто у руля — женщина или мужчина, высказывается основатель компании «Русские фермы» Андрей Даниленко. Но роль женщины в сельском хозяйстве недооценена, думает он, хотя они очень эффективны — особенно в животноводстве. Сдерживающий фактор их карьеры — это не половая дискриминация, а семья и дети, уверен он: «Бывает, женщина достигает руководящего уровня или становится хорошим специалистом, только начинает реализовывать свой потенциал — и вдруг уходит в декрет».

Андрей Давыдов

Владелец агропредприятия «ДиК» (Калужская обл.)
Моя жена, которая занимает в компании позицию гендиректора, по некоторым вопросам спорит со мной и, нужно отдать ей должное, ни разу не ошибалась. Например, несколько раз, когда я принимал решение отправить на убой нестельных коров, чтобы не содержать их зимой, она отговаривала меня, уверяя: через год-два эти коровы обязательно дадут приплод и окупятся. Так и случалось. Я подсчитал, что каждая корова, которая не идет под нож и потом телится, приносит прибыль 30−40 тыс. руб./год. В течение десяти лет получаются ощутимые для нас деньги — 300−400 тыс. руб. на корову. Вспоминаю еще один такой случай. Некоторое время назад мы хотели продать долю в уставном капитале, и к нам приезжали потенциальные инвесторы.
То, чего не видел я, жена улавливала с первого взгляда. Это тонкие психологические моменты, на которые мужчина обычно не обращает внимания. То, что я принимал за похвалу, на самом деле оказывалось насмешкой. Казавшееся искренностью было лицемерием. Людей, которых бы интересовал наш бизнес, а не просто извлечение прибыли, мы в итоге не нашли. Бизнес остается семейным, о чем я ничуть не жалею. У женщин есть еще одно важное качество — они никогда не пускают бизнес-процессы на самотек. Когда я даю какое-то задание, то, бывает, проверяю, как его выполняют, слишком поздно. В отличие от меня, жена контролирует людей через день, неделю, месяц. Отчасти поэтому в работе женщин форс-мажоры случаются реже, чем у мужчин. В то время как мужчины совершают подвиги, разруливая конфликты, разрешая сложные ситуации и занимаясь другими видами антикризисного менедж-мента, женщины изо дня в день спокойно делают свое дело, стараясь не создавать этих ситуаций.

Загрузка...
Агроинвестор

«Агроинвестор»