Журнал «Агроинвестор»
Как развивается украинский агробизнес
Сельскохозяйственный бизнес Украины развивается, несмотря на низкую господдержку, нестабильную агрополитику и участие страны в ВТО. Отрасль консолидирована, почти все лидеры рынка публичны либо планируют выходить на биржи. АПК является одним из драйверов экономики страны, а по объему экспорта — вторым после металлургии.
Сельское хозяйство является одним из основных бюджетообразующих секторов и занимает второе место после металлургии в товарной структуре экспорта страны. В 1991—1999 годах, по данным Министерства аграрной политики и продовольствия Украины, производство агропродукции сократилось в 2,1 раза, в том числе в 3,4 раза у сельхозпредприятий. За 1996-2005 годы основной капитал отрасли уменьшился в 1,7 раза, доля сельского хозяйства в основном капитале экономики снизилась с 24% до 6%. На протяжении 1990-х — начала 2000-х годов производство животноводческой продукции постоянно уменьшалось, причем доля ЛПХ была больше доли промпроизводств, рассказывает президент Украинского клуба аграрного бизнеса (УКАБ) Алекс Лисситса. Растениеводство каждый сезон показывало разный результат, больше зависевший от погоды, чем от технологий. Овощи и фрукты производили преимущественно хозяйства населения. Инвестиции в АПК были минимальными — эксплуатировались в основном советские материальные ресурсы.
Расстановка сил
Стабилизация и рост наметились в 2000—2006 годах. По словам Лисситсы, в последние пять лет сельское хозяйство развивается главным образом за счет крупных агрокомпаний (от 10 тыс. га земель в обработке), которые за эти годы инвестировали до восьми миллиардов долларов. «Сейчас рынок консолидирован, крупные агрохолдиги обрабатывают около 5,5 млн га сельхозугодий страны, — говорит он. — Эти компании дают 23% пшеницы, 38% кукурузы, 16% подсолнечника, 52% сахарной свеклы, 34% сои, 33% рапса от общего объема производства в сельхозпредприятиях».
Наиболее маржинальны (в среднем 70-80%) кукуруза, соя и подсолнечник. Привлекательны цены мирового рынка, плюс на Украине благоприятные условия для выращивания этих агрокультур, причем с минимальной себестоимостью, объясняет Лисситса. Зерновые, по его данным, генерируют рентабельность на уровне 30-40%. Украина производит более 2,2 млн т/год сахара, обеспечивая не только себя, но и экспортируя больше 150 тыс. т/год. Правда, за последние два года отрасль показывает убыток из-за значительного снижения внутренних цен на сахар, добавляет Лисситса.Свиноводы выходят в среднем на 15-20%, птицеводы получают 35-40-процентную маржу. А вот молочный сектор пока в сложном положении, сравнивает Лисситса: 78% молока производят хозяйства населения, а вся отрасль работает «с минимальной прибылью». Производство молока и говядины в условиях Украины требует вложений, окупаемость которых — минимум пять-семь лет, прикидывает глава УКАБ. Инвестор должен быть уверен в стабильности правил на протяжении этого периода. «К сожалению, политическая и экономическая ситуация в стране часто меняется, и заниматься молочно-мясным бизнесом у нас берутся только те компании, которые давно работают на рынке и имеют другие бизнесы», — комментирует Лисситса. Поэтому инвесторы почти не проявляют интереса к животноводческим направлениям. Среднюю с учетом всех видов бизнеса прибыльность сельхозпредприятий страны УКАБ оценивает примерно в 10% в зависимости от года. По оценке Минагрополитики, в 2012 году рентабельность сельского хозяйства Украины составила 18%.
Привлекательная публичность
В числе крупнейших аграрных компаний Украины — «Мироновский Хлебопродукт», «Мрия», «Кернел», «Астарта». Они публичны (IPO, частные размещения) и поэтому хорошо знакомы инвесторам. В стране представлены почти все ведущие международные трейдеры, активы в АПК есть у международных инвестфондов. «Несмотря на все риски украинского агробизнеса, отрасль высокорентабельна по сравнению с другими, — объясняет Лисситса интерес к сельхозсектору. — Кроме того, инвестиции в сельское хозяйство на протяжении многих лет были незначительными, стоимость наличной материальной базы — невысокой, что позволило международным компаниям быстро зайти в сектор».
KSG Agro с 2011 года торгуется на Варшавской фондовой бирже: при размещении 33% акций в акционерный капитал компании было привлечено $40 млн. Холдинг создан в 2001 году на основе активов одного хозяйства примерно с пятью тыс. га земли. Сейчас обрабатывается 92 тыс. га. В 2007—2008 годах начался процесс консолидации и расширения бизнеса, рассказывает гендиректор KSG Agro Сергей Мазин. Тогда же инвестор принял решение в будущем сделать компанию публичной и все дальнейшие действия по развитию холдинга предпринимались именно с учетом этой стратегии.По словам Мазина, компании выходят на биржу не только для привлечения капитала. «Публичность — это совсем другие горизонты развития бизнеса», — объясняет он. Например, появляется возможность использовать торговое финансирование, которое почти недоступно частной компании. И потом, публичные игроки, продолжает топ-менеджер, «могут сверять свою стратегию с широким кругом профессиональных инвесторов и руководствоваться не только видением рынка, но и мнением уважаемых институциональных организаций». Private placement или привлечение стратегического инвестора, по мнению Мазина, по сути являются подготовительными этапами для капитализации и последующего IPO. На Украине 11 публичных агрохолдингов, тогда как в России — только четыре: «Разгуляй», «Черкизово», «Русагро» и «Русское зерно». Гендиректор KSG Agro объясняет это наличием в нашей стране других драйверов экономики — в первую очередь, производства энергоресурсов (российские компании этого сектора как раз публичны). «У нас же сельское хозяйство до недавнего времени было второй после металлургии отраслью, обеспечивающей валовый доход страны», — сравнивает Мазин.По мнению гендиректора «Агро-Союза» Сергея Прокаева, украинские компании активны на бирже, так как сельское хозяйство стало привлекательным для инвесторов и у крупных холдингов возникает необходимость привлечения дешевых денег. Его компания только планирует IPO: сейчас для финансирования развития используются кредиты и лизинг. Есть инвестиционные деньги: в 2010 году крупная компания по управлению частными фондами прямого инвестирования, Horizon Capital, вложила в «Агро-Союз» $40 млн. На эти средства холдинг, в частности, завершил реструктуризацию кредитного портфеля и продолжил развивать свиноводство.Председатель правления корпорации «Сварог Вест Груп» Андрей Гордийчук говорит, что украинские компании идут на биржу во многом из-за неоправданно высокой стоимости кредитования: средняя ставка — 26% годовых вне зависимости от срока привлечения денег. Корпорация планировала IPO осенью прошлого года, но отложила размещение из-за неблагоприятных рыночных условий и политической нестабильности. «Рынок гривневых кредитов сейчас волатильнен — 19,5-25% годовых, ставки существенно выросли в прошлом году из-за нестабильности курса гривны в связи с выборами [парламента], но сейчас они начинают снижаться», — добавляет Мазин.
Лидеры агробизнеса
Основной бизнес KSG Agro — растениеводство. Валовое производство агрокультур находится на уровне 100 тыс. т/год. Cash flow с гектара зависит от урожайности и рынка. В среднем по высокомаржинальным агрокультурам он составляет около одной тысячи долларов, по менее доходным — $600-800/га, оценивает Мазин. Холдинг занимается свиноводством и сейчас реконструирует комплекс на 8,5 тыс. свиноматок. Инвестиции в проект — около $50 млн, расчетный срок окупаемости — 4,5 года. Большое бизнес-направление — производство из отходов биотоплива пеллет (топливных гранул), которые поставляются на электростанции Европы. Кроме того, есть 100 га фруктового сада и 50 га занято овощами. Средняя чистая маржа KSG Agro — около 30%.«Дружба-Нова» с более 110 тыс. га начинала в 2001 году с 1,9 тыс. га, а теперь входит в число крупнейших агрохолдингов Украины. Основное направление деятельности — растениеводство. «У нас также более пяти тыс. КРС, молочно-товарный комплекс, доильные залы», — рассказывает гендиректор компании Сергей Гайдай. «Дружба-Нова» оценивает свою деятельность по двум показателям: «экономический эффект» и «экономическая эффективность». «Экономический эффект — абсолютный показатель, характеризующий результат деятельности компании в денежной оценке, — объясняет Гайдай. — Здесь мы анализируем изменение объема продаж, EBITDA, прибыль. Экономическая эффективность — показатель относительный, соизмеряющий полученный результат с затратами или ресурсами, использованными для его достижения. Он предусматривает анализ валовой и операционной рентабельности, рентабельности по EBITDA, рентабельности активов и собственного капитала, EBITDA и прибыли на гектар. Основной критерий оценки эффективности работы — максимальный результат при оптимальных затратах». За 2009-2011 годы EBITDA «Дружба-Новы» увеличилась в 3,6 раза, валовая рентабельность — в 1,2 раза, рентабельность по EBITDA выросла в 1,7 раза, перечисляет Гайдай.Земельный банк созданной в 2003 году «Сварог Вест Груп» - около 80 тыс. га. Основные бизнесы — растениеводство, сахарный, молочное животноводство и садоводство. Корпорация работает в Хмельницкой и Черновицкой областях, где максимально благоприятны климатические условия, что позволяет удерживать высокие производственные показатели, говорит Андрей Гордийчук. «Валовое производство основных зерновых агрокультур за 2012 год у нас составило 300 тыс. т, молока — 17 тыс. т, яблок - около восьми тыс. т, — перечисляет он. — Урожайность кукурузы была порядка 11 т/га, пшеницы второго и третьего классов — шесть т/га, сои — три т/га, что в два раза превышает средние показатели Украины». Маржинальность производства зерновых — в среднем 25-40% в зависимости от биржевых цен, делится топ-менеджер. За 10 лет корпорация инвестировала в агробизнес примерно $150 млн. «Агро-Союз» создан в 1991 году. Кроме растениеводства и животноводства, занимается производством посевной техники для почвозащитного земледелия, оборудования и тентовых ангаров (ресурсосберегающие технологии). Отработка и апробация инноваций проходят в модельном агрокультурном предприятии холдинга (12 тыс. га земли). Маржинальность растениеводческого направления в 2012 году была 30%, в 2010 и 2011-м — по 60%. Прошлый год был неурожайным, объясняет снижение Прокаев.
Свиноводство (около 200 тыс. гол./год) дает маржу 18%. «Агро-Союз» практикует холодное содержание свиней на несменяемой подстилке. «Инвестиции на откорме составляют $109 на скотоместо, тогда как при традиционной технологии — $462», — сравнивает Прокаев. Молочный дивизион — почти две тысячи дойных коров — в прошлом году из-за низкой закупочной цены на молоко (3,2 гривен, или около 12 руб. по курсу на начало марта 2013 года, за литр) сработал в ноль. В январе 2013 года текущая маржа была 12%.
ВТО — не угроза, а перспектива
В 2008 году Украина стала участницей ВТО. «Морально сельское хозяйство, наверное, было к этому готово, реально — скорее, нет, — рассуждает Прокаев. — Особых изменений после присоединения к ВТО, на наш взгляд, нет, но эффективность производства снизилась: ввозятся дешевые продукты питания, а несовершенство и затратность применяемых у нас технологий не позволяют конкурировать, например, с бразильским или польским мясом». Стратегия собственников «Агро-Союза» с самого начала предполагала европейские стандарты качества и современные технологии, так что холдинг постоянно адаптируется к меняющимся условиям бизнеса, продолжает он: «Единственная защита сельхозпроизводителей в ВТО — производство конкурентной продукции».После вступления Украины в ВТО резко выросли поставки дешевого импортного мяса, особенно свинины (десятикратно), внутренний рынок сильно просел, вспоминает Алекс Лисситса. Единственное, что спасло свиноводов, — кризис и обесценение гривны, после которого ситуация стабилизировалась. «Это частный пример, на котором хоть как-то было заметно присоединение к ВТО, — считает Мазин. — Даже в таких условиях можно защищать свой рынок и конкурировать с импортом». По мнению Гордийчука, существующий уровень сельского хозяйства Украины и особенно резервы для развития позволили без особых трудностей приспособиться к новым условиям, так что почти все опасения, которые были у агробизнеса, за несколько лет развеялись. «Сейчас можно констатировать, что присоединение к ВТО глобально не улучшило и не ухудшило состояния сельского хозяйства, — замечает он. — Оно, скорее, открыло больше перспектив (пусть и в будущем), чем создало каких-то негативных последствий для агробизнеса Украины». В целом, ВТО не генерирует глобальных рисков для сельского хозяйства: мировое население растет, поэтому любая страна, эффективно производящая продовольствие, будет иметь конкурентное преимущество, заключает Мазин.
Это первая статья о сельском хозяйстве Украины. Вторая будет опубликована в майском (№5 2013) выпуске «Агроинвестора»
Возможности новых игроков
Алекс Лисситса, президент Украинского клуба аграрного бизнеса
Поскольку украинский рынок консолидирован и стабилен, а во всех основных сегментах уже присутствуют крупные игроки, которых сложно потеснить, то новым инвесторам могут быть интересны нишевые продукты. Например, производство козьего молока, мяса индейки и кроликов или ягодных агрокультур. Думаю, при правильной маркетинговой политике объем производства индейки в стране можно увеличить с нынешних 25 тыс. т/год до 50-70 тыс. т/год. Спрос будет. В секторе растениеводства, скорее всего, стоит ждать инвестиций в переработку соевых бобов и кукурузы, в строительство крахмальных заводов.